За что чукчей прозвали чукчами, почему анекдоты о них неуместны и Какой этот народ на самом деле

Обманчивое восприятие далеких северных народов сыграло злую шутку с русскими, которые считали, что без труда завоюют территорию и будут собирать ясак. Но они столкнулись с чукчами, которых так сами и назвали, ведь настоящее их название было совершенно другим. Чтобы не «ломать» язык, их назвали удобным словом. Однако покладистое наименование не соответствовало грозному характеру северных людей, которые могли не только защитить себя, но и держать в страхе всю округу. Чукчи так и остались непокоренными, а над русскими смеются не меньше, чем те сочиняют про них анекдоты.
Как появилось слово «чукчи» и как назывался северный народ

Смелость воспитывалась с детства.
На Крайнем Севере люди проживали еще за 3-4 века до нашей эры, поэтому у них в генах было то, чего не увидеть европейцу или русскому человеку, проживающему в более комфортных условиях. Процесс приспособления к условиям погоды и быта сделал их организм и характер такими, которые позволяют выжить в трудных условиях. Навыки воспитывались с 6 лет. Взрослые развивали у них выносливость, зоркость, находчивость, смелость. В итоге бесстрашие становилось второй натурой, а вырастая, они не боялись смерти, считая, что могут возрождаться к жизни несколько раз.
На Севере жило несколько народностей: эвенки, эскимосы, чуванцы, юкагиры, коряки и луораветы, которых впоследствии назовут «чукчами». Этому способствовали русские первопроходцы, которых послали осваивать дальние уголки России с намерением собирать налоги. В своем докладе царю они записали их так, как услышали: «чюхчи не хотят платить ясак». Вероятно, при встрече они представились на своем языке как чаучу – означающее «богатый оленями». Это была та часть населения, которая занималась охотой на оленей. Была и другая группа – оседлая, которая жила на берегу моря и называлась анкальын (поморы). Впервые запись с таким словом встречается в середине XVII века, а уже после столкновения с экспедицией Дежнева за ними утвердилось название «чукча».
Чукчи не приняли экспансию России

Чукчи против экспансии.
Сколько бы ни пыталась Россия посылать экспедиции на Чукотку, поработить вольных чукчей она не смогла. К тому же туда ехали неохотно, даже не предполагая, с чем могут столкнуться. В противовес небольшим экспедициям, состоящим из нескольких сотен человек, выступала трехтысячная армия чукчей – хорошо натренированных и обученных мужчин. Свой опыт они оттачивали в боях с соседями – эвенками, коряками и другими, которых постоянно теснили, отбирая у них имущество и оленей, забирая в рабство женщин. Поэтому они бесстрашно встретили русских, хотя у последних было огнестрельное оружие, а у них стрелы и копья. Они не испугались огнестрельного оружия, подставляя свои тела под пули, чем сильно удивили русских, которые не знали, что чукчи не боятся умереть и с детства готовы к этому. Русским пришлось трудно, и единственным оплотом безопасности стал Анадырский острог. Более 40 лет длилось противостояние чукчей и русских, пока Екатерина II не повелела оставить Чукотку в покое и отойти в Нижнеколымск.
Вместо кнута, которым хотели чукчей заставить быть подданными России, это смогли сделать мирным путем – началась торговля. Чукчи приняли отход русских за свою победу, и когда те перестали угрожать, начали с ними торговать, обмениваясь товаром. Хотя чукчей продолжали бояться, и подплывающие лодки встречали люди, одетые по-военному и с оружием. Чукчи также прибывали в полной боевой готовности. Эскимосы, не представляя, что ожидать от чукчей, всегда были готовы дать отпор или, по крайней мере, защититься. Торг на ярмарке был на грани конфликта в любую минуту. Поэтому существовал целый ритуал, предшествующий торгу: обе стороны ставили, каждая со своей стороны, по оленю и забивали его одним ударом. Первенство нападения зависело от того, в какую сторону олень падал. Если его морда была повернута в сторону противника, то те, чей это был олень, могли первыми напасть. Это делалось, чтобы решить, кто будет первым нападать в случае ссоры. То есть конфликт при торгах считался практически нормой, а не сойтись могли даже из-за цены. Но у второй стороны, на которую имела право первой напасть выигравшая, была все же возможность уйти по-тихому. Их никто не догонял.
Чукчей боялись за их воинственность и бесстрашие

Чукчи - воинственный народ.
Воинственность чукчей трудно оспаривать, но это не были воины в полном смысле слова, просто каждый имел хорошую подготовку и хотел ее показать. Особенно это касалось молодых парней. Но армии как таковой не было, потому что они не делали специальных запасов снаряжения, оружия и припасов. Это влияло и на продолжительность боевых действий – они были короткими. Воевали в основном зимой и за пастбища, отвоевывая себе территорию.
Доставалось эскимосам, которые предпочитали не вступать в прямое столкновение и, завидев заранее сани чукчей, уходили в пещеры, где были запасы провизии, оружия и одежды. Но это не говорит о том, что эскимосы были трусливы, скорее о желании избежать смертей. В другом случае они также демонстрировали свою силу, но все же существовал и разумный выход – любая из сторон давала предупредительный знак, и вторая сторона могла принять решение – воевать или отступить. В качестве знака могла быть воткнутая в землю стрела или выпущены три штуки в сторону врага, убитая собака или оставленная стелька, сплетенная из травы. Но ссоры не всегда решались мирно.
У эвенов чукчи угоняли оленей, а при встрече, как написано в сказании, «беспощадно рубились мечами». Это могло быть и по той причине, что ламуты не брезговали охотой на домашних оленей чукчей, не делая разницы между ними и дикими. В XVIII веке это для чукчей уже не составляло проблем, и на такие выпады ламутов смотрели сквозь пальцы, понимая, что их стада по количеству уже вытесняют диких оленей, которые были единственным кормом для эвенков.
Юкагирам досталось больше всего от чукчей – они были почти полностью истреблены. Последних 80 чукчи добили в 1756 году, и только 10 спасшихся женщин русские забрали в свой острог. Эта вражда была древней, заложенная еще юкагирами-алаи. К тому же юкагиры и чуванцы стали на сторону русских, помогая им воевать с чукчами, за что и платили кровью, хотя ранее они между собой не воевали. Русским приходилось рассылать служивых по селениям, чтобы они защищали малочисленные народности. Вражда чукчей и коряков зашла еще глубже, настолько, что она стала отображаться на видении загробного мира. Коряки говорили, что красные пятна на небе – это кровь их предков, которые там сражаются с чукчами.
Как чукчи воспринимают русских и наоборот: почему появились анекдоты

Чукчам была чужда советская культура.
Анекдоты о чукчах стали появляться во времена СССР, когда русские неправильно поняли их характер. Посчитав их темными туземцами без цивилизованного быта, решили, что они и умом не далекие. Еще одной причиной послужило имя народности, входящей в многочисленную группу народов Севера. Для смешных рассказов именно слово «чукча» оказалось просто удобным и идеально вписывающимся в речь.
Подогрели это отношение и фильмы советских режиссеров, в которых роль глупого человека отвели именно чукче, а из-за того, что картины стали популярными, сформировался образ для анекдотов. Хотя на самом деле таких храбрых и умных людей нужно было еще поискать. Глупому человеку в суровых таежных условиях было бы сложно выжить. Но как русские сочиняли анекдоты про чукчей, так и те были невысокого мнения о людях из центральной части России. Их считали изнеженными и не приспособленными к жизни. По этому поводу у чукчей был свой анекдот: геолог и чукча встретили в тундре медведя. Чукча быстро надевает лыжи, а геолог разглагольствует, что все действия бесполезны, потому что быстрее медведя бежать невозможно. На это чукча ответил, что и не собирается бежать быстрее медведя, «достаточно бежать быстрее тебя».
Начиная с 30-х годов чукчам насаждали «благополучную» жизнь, ломая их вековой уклад, и это не могло не отразиться на их жизни. Люди, которые за одну ночь могли тихо пробраться к другому племени и вырезать всех за миг, превращались в жалких, сломленных чукчей, забыв уже о том, что они есть «настоящие люди» – луораветланы. Бунты становились все реже, хотя нет-нет да и проскакивали единичные случаи сопротивления. Например, в 1947 году чукчи собрались и напали на эскимосов на североамериканской территории и успешно победили. Старейшина чукчей украл для себя «спортсменку и активистку», которую смогли забрать только после того, как заплатили выкуп. А в 60-х один из местных чиновников, выполняя планы партии, решил поднять налог для чукчей. Но перед этим вокруг дома поставил вооруженную охрану, что свидетельствует о его страхе перед ними. Он был прав, и охрана ему не помогла – чукчи выкрали его из дома, а отпустили только после того, как он отменил повышение налога.

Кадр из фильма Начальник Чукотки.
Однако деградация чукчей уже была заметна – нарушилась их обычная жизнь, а приехавшие русские привезли свои правила и привычки. Все перемешалось. Чукчи, например, очень долго боялись трактора, когда его впервые увидели, и не решались к нему подходить. Именно из таких случаев и сложились анекдоты. Затем появились привычка употреблять алкоголь, насильственная цивилизация и коллективизация. Так стирался образ сурового чукчи благодаря последствиям окультуривания аборигенов.
Для них строили базы со школами и банями, но не учли, что чукчи без этого жили уже не одно столетие и прекрасно себя чувствовали. Так советская власть насаждала культурную жизнь чукчам.


