В старой Руси телесные наказания применялись достаточно широко. Многие из них были очень жестокими и оставляли следы на теле человека на всю оставшуюся жизнь. Например, клеймение. Подвергнуться наказанию могли даже высокопоставленные особы. Существовали различные способы проведения этой процедуры. Читайте, какие бывали клейма, что по этому поводу решил Петр I и откуда пошло выражение «клейма ставить негде».
Последнее место в списке наказаний
«Тать» означало вор, первые три буквы проставлялись как клеймо. /Фото: torturesru.com
При большом разнообразии телесных наказаний на Руси клеймение использовалось достаточно редко. Когда возникли первые законы, в отношении преступников были указаны такие меры, как как штраф (удивительно, но им могли отделаться даже убийцы), изгнание из деревни или города, конфискация имущества в пользу пострадавшего человека. Постепенно стали применяться более суровые наказания —преступников жестоко били палками, пороли и даже приговаривали к смертной казни. Что касается клеймения, то первое упоминание об этом методе датировано концом 14 века. Постановка клейма использовалась в основном для тех, кто посягнул на чужое имущество, то есть для воров. Так как грабитель, разбойник или вор звался «тать», то и рекомендовалось “татя всякого пятнати”.
Чтобы издалека видно было и фигурные штемпели Петра I
Воры получали клеймо «воръ». /Фото: fb.ru
В середине 17 века было решено отмечать опасных преступников так, чтобы скрыть это было невозможно. Люди должны были видеть, что перед ними непорядочный человек, который нарушил все правила и законы. Изначально для наказания воров и иных преступников использовали такие жестокие методы как отрезание ушей, пальцев на руках или ногах. Когда к власти пришёл Пётр I, нарушителей стали клеймить. При этом вместо постановки тавро при помощи раскаленного металла использовалась другая технология. В распоряжении палачей были фигурные штемпели с длинными иглами. Их накладывали на кожу, после чего сверху удаляли киянкой. На теле образовывалась рана, в которую затем тщательно втирали порох, а позднее тушь, чернила, охру.
Сначала клейма имели вид двуглавого орла, а Елизавета Петровна ввела практику простановки литер. Например, вор получал татуировку «воръ», причём буквы оставались на самых видных местах — щеки и лоб. Для полноты картины наказуемому вырывали ноздри. Иногда такие методы использовались вместо смертной казни.
На лице отметины: клеймение революционеров и государственных изменников
Участники стрелецкого бунта были заклеймены. /Фото: aria-art.ru
Клеймили не только преступников и воров, но и бунтовщиков, возмутителей общественного спокойствия. Считалась, что так можно воздействовать на народные массы и усмирить их. Тавро получили участники беспорядков 1662 года, а затем стрельцы, организовавшие восстание в 1698 году. Клеймение заменило им смертную казнь. Исследователи приводят в пример записки никого Котошихина, который служил в Посольском приказе. Он отмечал, что бунтовщиков клеймили раскаленным железом, прикладывая его к правой щеке, а сама отметина была виде буквы «Буки», что означало «бунтовщик». Были заклеймены и участники пугачевского бунта. На их телах остались отметины из разных букв. Возмутители спокойствия также могли быть подвергнуты порке, сосланы в далёкие поселения. Их семьи также расплачивались за содеянное — изгонялись.
Откуда пошло выражение «клейма ставить негде»
Каторжане подвергались обязательному клеймению. /Фото: dambul.org
В начале 19 века стало применяться клеймение каторжан. Эта процедура была обязательной до того момента, пока не вышел указ, отменяющий телесные наказания. Преступники получали отметки в виде букв на лопатке, предплечье или лице. По проставленным клеймам можно было понять, не сбегал ли человек с каторги, а если это происходило, то сколько раз. Поскольку многие ссыльные предпринимали попытки к бегству неоднократно, появилось выражение «негде ставить клейма». В 1845 году было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в котором описывался порядок клеймения. Указывалось, что каторжан, которых следовало подвергнуть такому наказанию, нужно предварительно проучить плетьми, причём публично. После этого на щеках и лбу ставилось клеймо в виде трех букв КАТ, что означало каторжанин. Делал все это один и тот же палач.
При проведении этой манипуляции должен был присутствовать врач. Однако в его обязанности входило не отслеживание состояния человека и соблюдение гигиенических правил, а обеспечение качественности и долговечности отметины. Иногда каторжников не клеймили, а наказывали при помощи кнута. В этом случае на коже также оставались следы, которые свести было невозможно.
Клеймение высокопоставленных лиц и досадные ошибки
Александр II отменил все телесные наказания. /Фото: ic.pics.livejournal.com
Однако не стоит думать, что клеймению подвергались только воры, разбойники и убийцы. Иногда такое наказание использовали для высокопоставленных особ, которые показали себя лжецами или изменниками. Например, во времена Екатерины II были заклеймены барон Гумпрехт, офицер Фейнберг, Сергей Пушкин — все они были фальшивомонетчиками. За махинации и подлог лишили чинов и заклеймили как лжеца регистратора Шацкого. Случались и ошибки, когда невинные люди подвергались суровому наказанию, что вызывало возмущение даже среди знати. К примеру, во времена царствования Александра II в таких случаях невинно пострадавшему вручалась бумага, где указывалось, что клеймо недействительно.
Кроме того, обиженный мог получить вольную. Кстати, в Уложении 1845 года было прописано, что заклеймить можно не только за воровство и подобные преступление, но и за ложную присягу или богохульство. Правила существовали 10 лет, а в 1855 году Александром был подписан указ об отмене всех телесных наказаний. Теперь преступников сажали в тюрьму, где они отбывали достаточно большие сроки.
Не меньшим наказанием было и само этапирование. Его ужасы подробно описан и задокументирован.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Странно, что нигде в статье не сказано про этимологию слова "каторга". Клеймо накатывали, катали. Собственно, отсюда слово "каторга". Уголовников-рецидивистов до революции часто звали "каты"
И пословица "не мытьем, так катаньем" по одной из версий, как раз и переводится дословно "не налогом, так тюрьмой" - не мытом так катом, что актуально и по сей день (есть еще. менее убедительная версия про производство валенок)