Часто можно встретить характеристику буто как «традиционного» японского танца. Хронологически это неверно – буто появился в Японии после Второй мировой войны и был авангардным, скандально новаторским явлением. В нем отражался дух послевоенной Японии, охваченной тревогой и неопределенностью. Однако буто корнями уходит в японскую древность, а его отцы, хоть и черпали вдохновение на Западе, создали нечто подлинно японское…
Тацуми Хидзиката и рождение буто
Тацуми Хидзиката.
Родился в округе Акита в северной Японии в многодетной семье, был десятым из одиннадцати детей. Все его старшие братья побывали на войне. В его детские воспоминания вмешивались легенды о демонах зимы или духах метели, и, слушая завывания ветра, он пытался подружиться с этими хтоническими силами. Кроме того, в детстве он был часто вынужден приглядывать за маленькими детьми своих соседей, и в их странных, нескоординированных движениях тоже обнаруживаются истоки буто.
DAIRAKUDAKAN - театр буто, основанный учеником Хидзикаты Ко Муробуши.
В 1952 году, после того как закончилась американская оккупация Японии, переехал в Токио. Хидзиката изучал современный танец, и его особенно интересовало то, что сейчас называется «контемпорари», танцем немецкого экспрессионизма, созданное на Западе в двадцатые годы направление, сосредоточенное не на красоте, как классический балет, а на самом движении тела. Самого его интересовало все, что подавлялось культурой, все, о чем предпочитали молчать – жестокость, скрытые желания, смерть и боль. Это резонировало с настроением самого послевоенного общества, неспособного ни проговорить, ни осмыслить кошмар атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
Первой постановкой, которая ознаменовала собой рождение буто, стали «Запретные цвета» - танцевальный спектакль, основанный на одноименном романе Юкио Мисимы. Движения танцоров, обсыпанных белой пудрой, были столь непривычны и в то же время столь однозначны, что разразился скандал. Хидзикату немедленно исключили из ассоциации современного танца. Это был своеобразный, но успех.
Любимый образ самого Хидзикаты как танцора и художника перформанса - «упавший и, возможно, мёртвый человек, который пытается восстать». Его буто, известный еще как анкоку буто, «танец темноты», обращался к внутренней человеческой (или уже бесчеловечной) тьме.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: О чем рассказывают пугающие фото японского авангардиста Эйко Хосоэ.
Кадзуо Оно
Кадзуо Оно.
Второй основатель танца буто воевал и был в австралийском плену. Он прожил сто три года и продолжал преподавать танец даже тогда, когда уже не мог ходить. Будучи по образованию преподавателем физкультуры, он увлекся танцами, когда увидел представление с участием танцовщицы фламенко Архентины, которой в дальнейшем посвятил спектакль. Он познакомился с Хидзикатой, будучи уже за сорок, но взросление, а затем и старение, стало своего рода «рабочим материалом» для них обоих. Например, Хидзиката поставил для Оно танец на основе «Богоматери цветов» Жана Жене, и в нелепом «женском» костюме и парике Оно выглядел трогательно и возвышенно, как французские мимы.
Кадзуо Оно.
Он довольно часто использовал женские образы, хотя привычный образ танцора буто – это бритая голова, выбеленная кожа и полный отказ от любых гендерных и социальных ролей. Несмотря на долгое сотрудничество, отцы буто проповедовали диаметрально противоположные подходы к танцу. Хидзиката искал вдохновения в запретом – грязи, темноте, отверженности, в детском плаче, в разрушении тела старостью и болезнями. Он говорил, что его беспокоит маниакальное стремление современников к здоровью, ведь по-настоящему объединяющим опытом становится уязвимость человеческого тела, его подверженность болезням и страданиям.
Кадзуо Оно.
Программа Кадзуо Оно была позитивнее. Он тоже говорил в танце о человеческой хрупкости, исследовал свой опыт плена, воспоминания о том, как выбрасывали за борт мертвые тела и иссушенных на солнце медуз – человек и бессловесное создание разделяли одну судьбу, лишаясь жизни. Но еще больше говорил он о нежности, о том, что каждое движение должно быть проникнуто любовью ко всему миру. За особую трогательную манеру танца и подобные взгляды Кадзуо Оно называли «белым ангелом буто».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как внучка японского премьера искала дух викингов и стала одним из лучших ювелиров Америки: Мие Мацуката.
Исторические корни
Театр буто Санкай Дзюку.
Буто некоторым образом связано с театрами Но и Кабуки, но в еще большей степени – с философскими понятиями дзен-буддизма и традиционной японской эстетики. Первое – это «югэн», то есть нечто непознаваемое рационально, нечто, что нельзя описать словами и отрефлексировать. Обращение основателей буто к психоанализу и сюрреализму здесь вполне обосновано культурными предпосылками.
Театр буто Санкай Дзюку.
Второе – это «никутаи», что переводится как «внутренний ландшафт», построенный из наслоенных, перепутанных глубинных воспоминаний. То есть буто – это обращение к бессознательному, поэтому в нем столько одновременно детского и старческого, столько связанного с телесными страданиями и желаниями.
Театр буто Санкай Дзюку.
Сегодня буто рассматривается в том числе и как метод телесной психотерапии, а не только как экстравагантный современный танец. Разумеется, у буто есть связь с японской архаикой и фольклором, а сюжеты, казалось бы, бессодержательных постановок основаны не только на современной японской и западноевропейской литературе, но и на древней мифологии.
Кроме того, японская культура – коллективистская, и в буто очень важно соучастие зрителя, зрительское сопереживание, эмоциональная открытость.
Развитие
Карлотта Икэда - одна из продолжательниц традиций буто.
Танец буто повлиял на современную хореографию и перформанс. Например, эстетику и философию буто использует Анна-Варни Кантодеа, андрогинный лидер немецкого музыкального проекта «Sopor Aeternus».
Анна-Варни Кантодеа.
С годами буто перестал быть исключительно японским, концепция «японского тела» сменилась идеями о коллективной памяти, о мировом человеческом единстве, своего рода космополитизме. Белый грим, минимализм сценографии и костюмов, бритые головы или имитация отсутствия волос – в постмодернистском буто многие каноны были разрушены. Студии буто существуют по всему миру, в том числе и в России, и в некоторых случаях даже приобретают национальные черты – скажем, нигерийские бутоисты используют и движения национальных африканских танцев.
Западные хореографы не растеряли запал - например, мужское "Лебединое озеро" Мэтью Боурна все еще способно шокировать.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: