Амедео Модильяни / Amedeo Modigliani.
Амедео Модельяни сегодня считается одним из самых дорогих художников ХХ века: его картины продаются на аукционах за десятки и сотни миллионов долларов. Однако при жизни художник жил не просто бедно - его бы по сегодняшним меркам назвали бы крайне асоциальным и неблагополучным типом.
Амедео Модильяни / Amedeo Modigliani.
Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) родился в 1884 году в семье некогда богатых евреев-сефардов. К моменту его рождения, а Амедео был уже четвертым ребенком , финансовые дела семьи оставляли желать лучшего, хотя его родители и старались заработать деньги изо всех сил. Родители считали, что самое важное для детей - получить хорошее образование, поэтому увлечение ребенка рисованием мать воспринимала как нечто временное и несерьезное.
Цыганка с ребенком. 1919 г. Национальная галерея искусств.
Только когда в 11-летнем возрасте Амедео заболел тифом, который на тот момент считался неизлечимым, приоритеты изменились. В горячечном бреду Амедео все время говорил только об искусстве, о шедеврах итальянских мастеров, о том, что он тоже хочет и будет одним из них. После того, как мальчику удалось пережить этот тяжелый приступ болезни, родители согласились позволить Амедео бросить школу и начать брать уроки рисования.
Мадам Кислинг. 1917 г. Автор: Amedeo Modigliani.
Амедео начал посещать частную художественную студию Гульельмо Микели, и был самым младшим учеником в своем классе. Почти сразу парень определился с интересовавшей его темой - портретами людей и изображением обнаженной натуры. В какой-то момент ему пришлось оставить на целый год свое обучение из-за развившегося у него туберкулеза, а потом он поступает в новую школу искусст в Венеции. Именно там, как считается, молодой Амедео пристрастился к употреблению гашиша.
Nu Couché au coussin Bleu, 1916 г. Автор: Amedeo Modigliani.
В 1906 году мама Амедео дает сыну сэкономленные деньги на переезд в Париж. На тот момент весь мир искусства был сосредоточен именно там. Казалось, стоит только приехать в этот город, как слава уже поджидает тебя. Амедео грезилось, что он уже является именитым и достойным признания художником, поэтому сразу после переезда он поселился в дорогом отеле. Однако публика не спешила покупать его картины. Они не вписывались в модное на то время течение кубизм, и итальянец все чаще рисовал не на заказ, а просто потому что не мог не рисовать.
Портрет Пабло Пикассо, 1915 г. Автор: Amedeo Modigliani.
Вскорости Амедео переехал из особняка с скромную квартирку, потом в еще более дешевое жилье, и снова, и снова. Единственным источником денег у него была его мать, которая исправно посылала ему деньги, но Амедео не был в состоянии распорядиться этими деньгами адекватно, и потому нередко ему приходилось буквально убегать из своих съемных квартир, оставляя там свои работы, так как он не мог оплатить свое проживание. В богемной среде он был за своего, его даже называли "последним истинным представителем богемы," однако это никак не отражалось на его популярности как художника.
Портрет Хаима Сутина. 1916 г. Автор: Amedeo Modigliani.
В какой-то момент, отчаявшись продать свои картины, Амедео стал заниматься скульптурой. Ходили слухи, что для своих работ он крал каменные блоки и деревянные шпалы с местра строительства метро в Париже. Амедео не отрицал подобных обвинений.
Амедео Модильяни в своей студии в Париже.
в 1914 году разразилась Первая мировая война, и не найдя славы в области искусств, Амедео захотелось найти ее на поле битвы, но его не взяли в армию из-за плохого здоровья. Так никогда не вылеченный до конца туберкулез делал художника слишком слабым. Амедео остался в Париже вместе с самыми именитыми людьми искусства того времени. У художника появились покровители, он стал чаще рисовать портреты известных людей, организовал свою выставку. Но при этом физическое и моральное состояние Амедео ухудшалось. Его все сильнее порабощала зависимость от наркотиков и прибавившийся к этому алкоголизм.
Портрет женщины, ок. 1919. Национальный музей изящных искусств в Буэнос-Айресе.
Амедео постоянно разрушал свое здоровье неуемными дозами гашиша и алкоголя. Художник стал вести себя грубо, неадекватно, мог разразиться гневными и оскорбительными речами на светских вечерах, а иногда и раздеться до гола. Несмотря на пагубную зависимость, многие критики сходятся во мнении, что именно благодаря ей Амедео смог выработать свой уникальный стиль. Считается, что без этих саморазрушительных наклонностей, он так бы и остался посредствнностью, а под влиянием наркотиков и алкоголя он смог сотворить свои лучшие - и непревзайденные - работы.
Портрет в стиле ню. Автор: Amedeo Modigliani.
К тому же Амедео всегда списывал свое плохое самочувствие на алкоголизм. Увлечение алкоголем не поощрялось обществом, но это было лучше, чем сознаться, что у тебя туберкулез - в таком случае Амедео бы ждала полная изоляция. В итоге, именно эта болезнь и свела художника в могилу. Он умер в возрасте всего 35 лет от туберкулезного менингита. На тот момент он собирался обручиться со своей невестой, которая ждала их второго ребенка. Не в силах справиться с горем, она покончила жизнь самоубийством на следующий же день, после смерти Амедео.
Амедео Модильяни в 1919, незадолго до своей смерти.
Амедео Модильяни скончался 24 января 1920 года. На тот момент его работы продвались как "работы подающего надежды художника." Уже в 1922 году Портреты Модильяни продавались как "работы великого мастера." Искуствоведы всего мира стали писать хвалебные оды работам художника, признавая их уникальный стиль, непохожий ни на одного его современника. В 2010 году на аукционе "Сотбис" были проданы две его картины за 60,6 и 68,9 млн долларов США, а через пять лет его работа «Лежащая обнажённая» была продана за целых 170,4 млн долларов США.
Портрет молодой женщины, 1819. Музей искусств в Новом Орлеане.
Jeanne Hebuterne, 1918 г. Автор: Amedeo Modigliani.
Во время своих первых лет в Париже Амедео Модильяни встретил Анну Ахматовуи провел с ней несколько недель в Париже. Об их встрече ни один из них не рассказывал, пока Анна не призналась об этом эпизоде своей жизни уже на склоне лет. Амедео написал несколько ее портретов, один из которых оставался с Анной всю ее жизнь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: