В марте 2021 года на экраны вышел сериал «Угрюм-река» Юрия Мороза, повествующий о трёх поколениях семьи Громовых. Создатели фильма вложили немало средств и сил в новую экранизацию романа Вячеслава Шишкова, а режиссёр представил на суд зрителей своё видение саги, известной не только по литературному произведению, но и по советскому фильму Ярополка Лапшина. Современный сериал вызвал огромный резонанс и, конечно, не обошлось без критики со стороны зрителей.
Сложные съёмки
Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.mosfilm.ru
В отличие от фильма Ярополка Лапшина, использовавшего в своём четырёхсерийном фильме только некоторые сюжетные линии одноименного романа, новый сериал стал первой полной экранизацией произведения Вячеслава Шишкова. Создатели ленты постарались максимально точно воссоздать на экране все три тома романа и избежать при этом стилистических ошибок.
Съёмки были очень масштабными и проходили сразу в нескольких локациях, в каждой из которых возводились свои декорации: в Москве и Подмосковье, на Урале и в Суздале, в Минске и Кинешме.
Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.kinopoisk.ru
По признанию создателей фильма, труднее всего пришлось им в экспедиции на Урале и в Сибири, где съёмки велись в труднодоступных местах и вдали от населённых пунктов, находившихся зачастую в 100-150 километрах. На реке Исеть за один съёмочный день можно было отработать всего два дубля, деревянную лодку длиной шесть метров при этом спускали на воду за 50 метров до порогов, которые следовало преодолеть, а сами съёмки велись непосредственно с дрона.
Башня Прохора Громова в сериале «Угрюм-река». / Фото: www.1tv.ru
При просмотре сериала кажется, будто Прохор Громов постоянно перемещается в одной местности, но сцены в имении снимались в Подмосковье, рабочие бараки на самом деле находились в Минске, а на Урале разместились завод и лесопилка. И машину, на которой постоянно переезжает с места на место главный герой, нужно было перевозить в эти места. Кстати, специально для съёмок она была предоставлена Екатеринбургским музеем.
Башня Прохора Громова – это шедевр компьютерной графики, а сцены, снятые внутри башни, были поставлены в павильоне. С помощью компьютерной графики воссоздали и падение Тунгусского метеорита, которое по замыслу режиссёра стало символом крушения жизни главного героя.
Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.teleprogramma.pro
Специально для съёмок «Угрюм-реки» были изготовлены сотни костюмов, часть из которых шилась вручную. Художникам по костюмам даже понадобилась консультация настоящего шамана, чтобы создать максимально достоверный образ шамана в сериале.
Одна из самых ярких сцен с застольем в доме Прохора Громова потребовала от реквизитора изучения истории. Он специально консультировался с поварами, занимающимися русской кухней, изучая порядок и количество смен блюд в купеческих семьях. А вот наливки, фигурирующие в этой же сцене, были все бутафорскими.
Обоснована ли критика
Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.kinopoisk.ru
Съёмки такого масштаба были сопряжены с большим количеством трудностей, но создатели фильма вложились в своё творение не только физически, но и эмоционально. Они понимали, что избежать сравнения с картиной Ярополка Лапшина не удастся, и постарались предупредить зрителей о том, что их сериал – не ремейк, а представляют они собственную трактовку известного произведения. Но при этом критики избежать, конечно, не удалось.
Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.kinopoisk.ru
Многие зрители положительно отозвались о сериале, но были и те, кто нашёл немало неточностей и расхождений, как с оригиналом, так и с советским фильмом. Некоторые отмечают расхождение характеров и внешности героев по сравнению с литературным оригиналом. К примеру, дед Данила Громов изначально был разбойником и душегубом, а в новом сериале он скорее похож на «божьего одуванчика», Анфиса Козырева оказалась якобы не похожа на литературную героиню, как и Ибрагим-Черкес.
Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.kinopoisk.ru
Много вопросов возникает и по характерам других персонажей, в том числе и Прохора Громова. Якобы образам, воплощённым в ленте Юрия Морозова, не хватает силы, отличающей сибиряков, некоего внутреннего стержня. Почти все критикующие сходятся во мнении, что в фильме Ярополка Лапшина ярче и фактурнее прорисованы как раз образы и характеры героев, они практически не отличаются от тех, которые довольно подробно описаны в романе Вячеслава Шишкова.
Юлия Пересильд в сериале «Угрюм-река». / Фото: www.kinopoisk.ru
Зрители считают, что исполнительница главной роли Юлия Пересильд меньше всего соответствует образу «роковой женщины», от одного взгляда которой мужчины были бы готовы сходить с ума. Её Анфиса Козырева совсем другая, хотя, справедливости ради стоит отметить: актриса просто создала совершенно другой образ. Он не плохой, а просто очень отличается от той Анфисы, которую так блистательно сыграла в своё время Людмила Чурсина.
Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.kino-teatr.ru
Стоит всё же отметить: новый сериал, по большому счёту, неплох. Только вот у каждого зрителя есть собственные ожидания от экранизации классики. Тем более в том случае, когда сначала произошло знакомство с литературным оригиналом, а уже потом была просмотрена «Угрюм-река» Юрия Мороза. У этой ленты есть множество достоинств, есть оригинальное видение и попытка чуть «осовременить» оригинал, сделав его более понятным современным зрителям.
Фильм «Угрюм-река», вышедший в конце 1960-х годов, пользовался невероятной популярностью. По сюжету, богатое наследство семьи Громовых влечет за собой несчастья для каждого из героев. Актеры, сыгравшие в нем главные роли, превратились в звезд всесоюзного масштаба. Но, к сожалению, у некоторых из них судьбы сложились драматичнее, чем у их киногероев, а их жизни могли бы стать основой для написания книги.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: