5 жадных звёздных актеров, которые носили обноски и ели только кашу: До чего довела жадность Ронинсона, Фёдорову и др.

Бытует мнение, что творческие люди живут сегодняшним днём и парят над мирской суетой. Однако история советского кинематографа и театра хранит немало примеров, когда звёзды экрана, блиставшие на сцене и в кадре, в реальной жизни предпочитали обходиться минимальным, накапливая состояния, поражавшие воображение.
Затёртые костюмы, скромнейший рацион, отказ от личных авто - всё это казалось причудой, граничащей со скупердяйством. Но за этой показной бережливостью порой скрывались не только жадность, но и благородные цели, а порой и трагические жизненные обстоятельства. Кто же они, эти загадочные «подпольные миллионеры» советского искусства, и к чему привели их жизненные стратегии?
Николай Парфёнов: Кругосветка, которая сгорела в дефолте
На экране Николай Парфёнов был непревзойдённым воплощением «вредного» начальства, занудного бухгалтера или въедливого бюрократа — человека, который наслаждается своей малой властью и стремится всех обличить и сэкономить. Поразительно, но и в жизни его натура была созвучна экранным образам. В театре он славился своей недремлющей бережливостью, вызывая у одних сочувствие, а у других — знающие улыбки. Молодые коллеги наивно полагали, что он бедствует. Опытные же знали: перед ними стоял человек, у которого «куры денег не клюют».

"Николай
Парфёнов не скрывал своих накоплений, даже хвастался ими. На его сберегательной книжке лежала, по тем временам, колоссальная сумма — 35 000 рублей. Но за этим показным скряжничеством стояла высокая, романтическая цель: в 37 лет актёр женился, и вместе с любимой супругой они мечтали о кругосветном путешествии. Именно на эту мечту и копил Николай Иванович, отказывая себе во всём.
Увы, судьба распорядилась иначе. Сначала его жена тяжело заболела инсультом. А затем, в 1990-х годах, наступил дефолт.

"Николай
С трудом собранный капитал, десятилетиями оберегаемый, превратился в прах. Потеря денег и несбывшейся мечты стала для артиста страшным ударом. Он замкнулся, впал в глубочайшее отчаяние. Николай Парфёнов, накопивший целое состояние, которое должно было подарить ему мир, закончил свои дни в 86 лет в полной нищете и одиночестве. Московская квартира, единственное, что у него осталось, перешла к родственникам жены, которые не позволили ему переселиться в дом престарелых.
Екатерина Мазурова: Антикварный дар бабушки в халате
Актриса Екатерина Мазурова не была звездой первого эшелона, но её «бабушки» на экране всегда излучали тепло и домашний уют. Невзрачная, полноватая, в ситцевом платье и платочке — она казалась типичной советской пенсионеркой. И только немногие знали, что эта скромность скрывала грандиозную тайну и невероятное богатство.

Екатерина Мазурова.
В ноябре 1981 года нотариус, вызванный на дом к актрисе, стал свидетелем невероятного акта: Мазурова безвозмездно передавала имущество. Это была не квартира, а колоссальная коллекция антиквариата — более 1000 бесценных предметов старины, чью стоимость было невозможно подсчитать.
Страсть к собирательству актриса унаследовала от предков: по матери она происходила из знатного, богатого рода. Однако эти сокровища были собраны ценой невероятной личной экономии. После войны она самоотверженно выхаживала мужа-фронтовика с гангреной, а после его смерти, оставив театр по состоянию здоровья, начала активно скупать редкие предметы искусства в комиссионках. Актриса хранила свои сокровища в подвале рядом с домашними соленьями.

Екатерина Мазурова в молодости.
Не имея наследников, в восьмом десятке Екатерина Яковлевна приняла решение: она завещала свою коллекцию краеведческому музею своего родного города Шуи в Ивановской области. Сегодня эти более 1000 шедевров составляют основу музейного собрания, доказывая, что за неприметным фасадом иногда скрывается великое благородство.
Виктор Борцов: Скупость во имя любимых женщин
Для большинства зрителей Виктор Борцов навсегда остался неподражаемым Саввой Игнатьевичем из «Покровских ворот» — ролью, которую сам актёр, по слухам, недолюбливал. Но в отличие от своего экранного персонажа, в жизни он был человеком крайне экономным. Обладатель приличного состояния, он мог позволить себе многое, но жил скромно, чем удивлял коллег.

Виктор Борцов.
Однажды на гастролях в Чехословакии, когда артисты Малого театра потратили все свои деньги на дефицитные товары, Борцов без колебаний протянул товарищу пачку абсолютно нетронутых командировочных, сказав: «Бери все. Я не трачу — привычка».

"Виктор
Истинная причина его «скупердяйства» оказалась благородной: Виктор Борцов отказывал себе во всём, чтобы радовать и содержать двух самых важных женщин в своей жизни — вторую жену Стеллу и дочь Ольгу от первого, распавшегося брака. Он постоянно оказывался «меж двух огней» из-за своего стремления помочь дочери, которую супруга не всегда одобряла, но продолжал экономить исключительно на себе, считая, что главное для него — счастье его близких.

Виктор Борцов с дочерью от первого брака Ольгой.
Готлиб Ронинсон: Мечта, разбитая реформой
Жизнь Готлиба Ронинсона, блестяще игравшего добродушных чудаков, была посвящена высокой, но трагически несбывшейся мечте. Росший в бедности с матерью в однокомнатной московской квартире, он с детства мечтал о богатстве, чтобы обеспечить маме достойную жизнь. Но после эвакуации в Омск, где он работал массовиком-затейником в детском доме, у него родилась новая миссия: помочь обездоленным детям.

Готлиб Ронинсон.
Не имея собственной семьи и живя крайне скромно, Ронинсон начал копить деньги. К концу 1980-х годов, благодаря регулярным гонорарам и тотальной экономии, он скопил почти 50 000 рублей. Артист ликовал: теперь ему было что завещать воспитанникам детских домов.

Могила Готлиба Ронинсона.
Однако, как и для Парфёнова, его финансовая стратегия обернулась катастрофой. В январе 1991 года, во время денежной реформы, старые купюры были объявлены недействительными, и обменять разрешалось только 1000 рублей. Все сбережения, накопленные за жизнь, сгорели в одночасье. Потеря денег и мечты осчастливить сирот надломила артиста. Погрузившись в отчаяние, Ронинсон перестал выходить из дома. Он умер в декабре того же года, предчувствуя свой конец и заказав себе надгробную плиту.
Зоя Фёдорова: Цена коллекционерской страсти
Актриса Зоя Фёдорова пережила в своей жизни и ослепительный успех, и страшный крах, проведя 8 лет в лагерях по обвинению в шпионаже и с конфискацией имущества. Выйдя по амнистии, она стала совсем другим человеком: угрюмой, мнительной и патологически скупой. Былая лёгкость исчезла, уступив место паническому страху бедности.

Зоя Фёдорова.
Её квартира превратилась в настоящий «логово Плюшкина» — склад хлама, молью изъеденных штор и непарных тапочек. Когда дочь однажды попыталась вынести мусор, актриса устроила истерику, рыдая над выброшенными вещами.

Зоя Фёдорова с дочерью Викторией.
Вскоре Фёдорова переключилась на скупку антиквариата и ювелирных украшений, но гонораров уже не хватало. В итоге актриса занялась незаконной перепродажей бриллиантов. Именно эта контрабандная деятельность, по версии следствия, и стала причиной её трагической гибели в 1981 году. Милиция обнаружила её мёртвой в собственной квартире, заваленной хламом. Дело об убийстве так и не было раскрыто, но многие убеждены, что нити контрабанды тянулись на самый верх, и актрису заставили замолчать.
Истории этих советских артистов — драматическое подтверждение того, что деньги, накопленные ценой тотального самоограничения, не всегда приносят счастье или реализацию мечты. Кто-то копил ради кругосветки, кто-то — ради сирот, кто-то — ради любимых женщин, а кто-то — из панического страха нищеты. В конечном счете, для многих из них накопленное состояние либо испарилось в результате реформ, либо стало причиной жизненной трагедии.
Как могло быть связано дело Зои Фёдоровой с делом Щёлоковых? Прочтите об этом в другой нашей статье и узнайте, почему застрелились брежневский министр МВД и его жена, а их дочь не верит в самоубийство: Генерал Щёлоков и «бриллиантовые подружки».


