8 января свое 77-летие празднует знаменитая актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Марина Неелова. Сегодня она не нуждается в представлении – несколько поколений зрителей помнят ее по ролям в фильмах «Старая, старая сказка», «Монолог», «Осенний марафон», «Дорогая Елена Сергеевна», «Тюремный романс», «Ты у меня одна» и др. Но ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Почему Марина Неелова не стала балериной, из-за чего коллеги называли ее характер несносным, по какой причине она отказывалась от ролей в кино, и как ее жизнь кардинально изменилась после 40 лет – далее в обзоре.
Актриса в юности | Фото: kino-teatr.ru
Родители Марины Нееловой не имели отношения ни к театру, ни к кино, но с ранних лет приобщали дочь к искусству – водили ее на спектакли, а отец, увлекавшийся живописью, прививал к ней интерес Марины. Он мечтал, чтобы она стала художницей, а мать видела дочь балериной, и по ее инициативе девочка в 4 года начала заниматься балетом. В детстве она и сама представляла себя только балериной, позже называла балет своим «первым ожогом», но в школе Неелова увлеклась театром и после окончания учебы поступила на актерский факультет ЛГИТМиКа.
Актриса в юности | Фото: kino-teatr.ru
Марина Неелова признавалась, что к выбору актерской профессии ее подтолкнула патологическая стеснительность – желание преодолеть эту проблему, выйти за рамки, сбежать от самой себя и стало главным стимулом. Кинодебют Марины Нееловой состоялся в 21 год. Первая же роль была главной – она сыграла Принцессу и Дочь Трактирщика в фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка». Позже актриса призналась, что на первых своих пробах чувствовала такой страх, что от этого вдруг начала вести себя слишком раскованно – настолько, что все поразились наглости дебютантки. Неелова вспоминала: «Я тогда всех насмешила своим отчаянием. Кошеверова, нежный, чуткий человек, нашла в этом что-то и утвердила меня на роль, хотя все категорически высказывались против: «Кого угодно, только не эту». Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты...».
Марина Неелова в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru, woman.ru
Марина Неелова и Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: moscvichka.ru
Так случалось и позже – еще в институте характер Нееловой называли стервозным, а сама она заявляла: «Надо сказать, что в отличие от театра, где никто мне не говорит, что у меня ужасный характер, в кино, пожалуй, думают именно так. Хотя я считаю, что характер у меня не ужасный, а он у меня просто есть. Но так или иначе, мои встречи с режиссерами в работе почти всегда упираются в споры, что вызывает у режиссеров негодование». Во многих случаях это было лишь способом отгородиться от окружающего мира – актриса всегда была довольно закрытым человеком и близко к себе подпускала немногих. Ее коллеги по театру говорили, что «она – та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, выпуская наружу злобные слова, словно роза – шипы».
Марина Неелова в фильме *Тень*, 1971 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Монолог*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru
Для Нееловой театр всегда оставался на первом месте. По ее признанию, она пошла в кино для того, чтобы попасть в театр. Благодаря успеху первой киноработы актрису заметили и пригласили в Москву, в Театр имени Моссовета, а позже – в «Современник», который стал для нее вторым домом. Так в 25 лет коренная ленинградка стала москвичкой. В кино она продолжала сниматься, но при этом отказывалась от многих предложений. Неелова это объясняла так: «Самый мой любимый фильм – «Монолог». А нелюбимые я даже не хочу вспоминать. Они есть, и я вообще в последнее время боюсь сниматься в кино. Причины разные. Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть. И, к ужасу своему, я понимаю, что это так и будет продолжаться. Кого-то одного винить нельзя...».
Народная артистка РСФСР Марина Неелова | Фото: kino-teatr.ru
Марина Неелова и Олег Басилашвили в фильме *Осенний марафон*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Сама себя Марина Неелова красавицей не считала, и когда она впервые, еще в институте, обратила внимание на то, сколько вокруг красивых актрис, решила, что ей «надо брать чем-то другим». При этом и на публику, и на режиссеров, и на коллег она действовала просто магнетически. Один из театральных критиков о ней писал: «По сцене она двигается, как беспокойная кошка... У нее голос избалованной девочки и эротичная внешность, которая электризует публику».
Марина Неелова в фильме *Фантазии Фарятьева*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Мужчины всегда обращали на нее внимание, и актрисе приписывали романы буквально со всеми ее партнерами по съемочной площадке. Однако эти романы были только на экране, а о том, что происходило в ее личной жизни, никто не догадывался. Для многих стало шоком, когда годы спустя Марина Неелова призналась в том, что в 37 лет у нее случился роман с 21-летним шахматистом Гарри Каспаровым. Они были вместе 2 года, но он жил в Баку, она – в Москве, он был полностью сосредоточен на своей начинающейся карьере, и семья в его планы не входила. Поддавшись уговорам матери, Каспаров расстался с актрисой. А она родила ему дочь Нику, родства с которой он так и не признал. Неелова не смогла простить ему этого предательства и навсегда прекратила с ним общение.
Актриса с дочерью Никой | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Дорогая Елена Сергеевна*, 1988 | Фото: kino-teatr.ru
Тем временем актерская карьера Нееловой была на пике – в год расставания с Каспаровым она получила звание народной артистки РСФСР, спустя год актриса сыграла главную роль в фильме «Дорогая Елена Сергеевна», которая подняла ее на новую волну популярности, сравнимую с успехом «Осеннего марафона» в 1979 г., 9 лет назад. Казалось, ей были подвластны все роли и все амплуа. Сама она говорила, что больше всего ценит те роли, которые были наиболее далеки от ее внутренней сути, – ведь именно этим и можно измерить уровень актерского мастерства. Очень требовательный и скупой на похвалы Андрей Тарковский в своем дневнике о ней писал: «Очень хорошая актриса Неелова – первый класс».
Марина Неелова в фильме *Тюремный романс*, 1993 | Фото: kino-teatr.ru
В кино она редко играла счастливых женщин, а в жизни эта роль ей досталась – правда, только после 40 лет. В 40 актриса родила дочь, а спустя 2 года познакомилась с дипломатом Кириллом Геворгяном, который стал ее мужем и остается рядом с ней до сих пор. Только с ним Неелова наконец узнала о том, что такое настоящее семейное счастье. В 1990-х актриса провела 3 года во Франции, в 2000-х – 6 лет в Нидерландах, где ее супруг служил послом. А во время приездов в Москву она продолжала выходить на сцену театра «Современник», где спектакли специально подстраивали под ее график.
Марина Неелова в сериале *Предлагаемые обстоятельства*, 2009 | Фото: kino-teatr.ru
Актриса в 2012 г. | Фото: aif.ru
В последнее время Марина Неелова снимается в кино очень редко, за последние 10 лет вышло всего 2 работы с ее участием – сериал «Предлагаемые обстоятельства» в 2009 г. и трагикомедия «Карп отмороженный» в 2017 г. Зато ей наконец удалось найти необходимый баланс между работой и личной жизнью, ведь вплоть до 40 лет все свои силы она отдавала профессии. А сегодня Неелова признается: «Позволяю себе все, что может доставить мне радость или счастливые мгновения! Не уверена, что счастье рассчитано на всю жизнь, но, может быть, именно этим оно и ценно». Остается только поздравить замечательную актрису с праздником и пожелать ей, чтобы это ощущение счастье оставалось с ней всегда!
Народная артистка РСФСР Марина Неелова | Фото: kino-teatr.ru
Марина Неелова в фильме *Карп отмороженный*, 2017 | Фото: kino-teatr.ru
Сюжеты некоторых фильмов, в которых она снималась, были основаны на реальных событиях: Кто стал прототипами героев Абдулова и Нееловой в «Тюремном романсе».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: