Однажды ювелир по имени Мари-Этьен Нито спас жизнь самому императору Франции – так началась история ювелирного дома Chaumet, завоевавшего сердца европейских аристократок и жен американских миллиардеров. Браслеты с тайными шифрами, часы-драгоценности, заигрывание с постмодернизмом и верность традициям – все это сделало Chaumet одним из культовых ювелирных брендов наших дней.
Серьги из современной коллекции Chaumet, отылающие к традициям дома.
Ювелирный дом Chaumet получил свое элегантное название далеко не сразу – а ведь его история началась еще в далеком 1789 году. Ювелир Мари-Этьен Нито открыл в Париже на улице Сент-Оноре свой магазинчик и тихо трудился над созданием своих украшений классическом стиле – и так бы и остался в числе множества малоизвестных ювелиров тех лет, если бы не случай. Однажды Нито увидел, что по улице несется обезумевшая лошадь, а всадник слишком напуган и растерян, чтобы с ней справиться. Решительный Нито сумел остановить лошадь и вскоре получил не только благодарность, но и пост придворного ювелира. Тем перепуганным всадником был французский консул Наполеон Бонапарт, который, став императором, решил сполна отплатить за свою спасенную жизнь.
На Нито посыпались заказы от монарших особ – а он умел угодить заказчикам.
Брошь в форме птицы.
Вместе с сыном он изготовил для Наполеона консульскую шпагу, украшенную знаменитым бриллиантом «Регент», венец для коронации самого Бонапарта и диадему для Жозефины. Все работы мастера выполнены в торжественном стиле ампир, который стал популярен с воцарением Наполеона на французском престоле. Нито любил работать с жемчугом и вообще тончайшими оттенками белого цвета. По желанию августейших заказчиц – первой супруги Наполеона, Жозефины, и второй, Марии-Луизы Габсбург, - Нито изобрел особый шифр, основанный на названиях драгоценных камней. Для Марии-Луизы он создал романтичные браслеты-акронимы, в которых было зашифровано ее имя, день рождения и дату встречи с Бонапартом. Сегодня наследники дела Нито – ювелирный дом Chaumet – продолжают использовать этот прием. С помощью специального программного обеспечения мастера Chaumet разработали собственный тайный код, основанный на названиях двадцати шести драгоценных камней – они соответствуют двадцати шести буквам латинского алфавита. Из первых букв камней, использованных при создании украшения, и римских цифр, помещаемых между ними, складываются важные имена и даты. Колье с зашифрованным днем первого поцелуя, браслет с именем возлюбленного или серьги с кличкой любимой собачки – с 2005 года Chaumet создает украшения с любым тайным посланием.
Серьги с бриллиантами.
А теперь – вернемся в давно ушедший XIX век. Дело Нито переняли Жан-Батист и Жюль Фоссен - отец и сын. Они, в отличие от основателей дела с их классическими формами и идеальной огранкой, предпочитали высокохудожественный натурализм в своих работах и стремились создавать драгоценные цветы и фрукты, почти неотличимые от настоящих. Вот блик на грозди винограда, вот лепесток, готовый дрогнуть при легчайшем дуновении ветерка… Преемниками Фоссенов стали снова отец и сын - Жан Валантен и Проспер Морель.
Колье с бриллиантами.
Семья Морель сумела вывести ювелирный дом на международный рынок, открыть свой филиал в Лондон и стать любимыми ювелирами королевы Виктории. Правда, изобретательная королева предпочитала украшения по собственным эскизам – но Жан Валантен и Проспер умели как нельзя лучше воплотить идеи, порожденные ее богатым воображением. Жан Валантен Морель занял первое место на Всемирной выставке 1851 года – о его мастерстве еще долго ходили разговоры… Сын не уступал отцу в своих умениях, а вот внучка Жана Валантена Мореля поспособствовала появлению современного названия ювелирного дома. Она вышла замуж за молодого и предприимчивого ювелира по имени Жозеф Шоме, который, став главной бизнеса в 1895 году, решил сменить вывеску и клеймо – а что может быть лучше, чем собственная фамилия?
Украшения с растительными мотивами.
Довольно скоро дом Chaumet открыл магазин на Вандомской площади. Здесь и теперь находится их главный бутик – а еще музей и штаб-квартира. Постетителей «встречает» портрет императрицы Марии-Луизы, первой и любимой клиентки того самого Нито, спасителя Наполеона Бонапарта. Императрица и спустя столетия демонстрирует те самые украшения, с которых начинался головокружительный взлет ювелирного дома.
Колье от ювелирного дома Chaumet.
Под руководством Жана и Марселя Шоме стиль и технологии создания украшений начали стремительно изменяться, а число клиентов неуклонно росло. На рубеже веков украшения Chaumet привлекли внимание российского дворянства. Среди поклонников ювелирного дома были Голицыны, Оболенские, Орловы и утонченный князь Юсупов. Да и американские миллионеры не отставали: для богатой американки считалось просто неприличным не иметь в личной коллекции что-нибудь от Chaumet! Мастера экспериментировали с ар нуво и ар деко, отказывались от сложных нюансных оттенков в пользу драматических контрастов, начали использовать полудрагоценные камни…
Колье с мотвами ар деко. Птицы - один из старинных и любимых образов дома Chaumet.
Грянула Первая мировая война, революции в России и Германии, европейская аристократия теряла свои богатства и статус… Эти годы были для Chaumet нелегкими, но от краха их спасла гибкость и умение работать с любой целевой аудиторией. Так появились более дешевые украшения для среднего класса и ювелирные часы. Сейчас, правда, часы Chaumet снова стали «люксовыми» - белое золото, уникальные бриллианты особой огранки и высокоточный механизм швейцарского производства.
Брошь в форме слона и ювелирные часы.
Брошь в форме льва.
Один из традиционных мотивов украшений от Chaumet – это небосвод со звездами и тоненьким серпом луны. Нашим современницам, как и европейским принцессам прошлого, ювелиры Chaumet предлагают изысканные свадебные диадемы, где полумесяц теряется в ветвях, а птицы беззаботно порхают среди облаков.
Бриллиантовая диадема с мотивом восходящего солнца.
Сегодня Chaumet – это сорок пять магазинов и больше трех сотен бутиков по всему миру. С 1999 года Chaumet принадлежит LVMH Group. Как и многие другие ювелирные бренды, Chaumet предоставляет своим клиентам не только украшения, но и элитные парфюмерные коллекции.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: