Кто стал прототипом булгаковской Фриды, которая задушила младенца в «Мастере и Маргарите»

В известном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть один персонаж, который появляется только в 23-й главе романа, на балу у Сатаны, и на первый взгляд играет второстепенную роль. Это - Фрида, которая задушила платком своего новорожденного ребенка, и теперь этот платок с синей каемкой каждое утро появляется у ее изголовья как кара за содеянное злодеяние. Но в романе Булгакова нет ничего случайного и второстепенного, как не случаен и образ Фриды, у которой существовал реальный прототип. И история этой женщины не менее ужасная.
Какую роль играет образ Фриды в романе Булгакова
Роман Михаила Булгакова Мастер и Маргарита перекликается с его личной жизнью и личными переживаниями
Свой роман «Мастер и Маргарита», в котором переплетено несколько сюжетных линий и затронуты важные социальные темы, о которых в те годы не принято было говорить открыто, Михаил Булгаков писал и правил в течение многих лет. Последняя редакция романа, которая дошла до читателей, была начата за три года до смерти автора, и он продолжал работать над рукописью до последних своих дней. И хотя в тексте нет ни одной даты, очевидно, что автор описывает время, на которое пришлись последние годы его жизни. По сути - это роман о личном, о том, что глубоко волновало автора, о его окружении, о социальных проблемах общества.
Фрида появляется в романе не случайно. Молодой женщине, задушившей своего ребенка, оказавшейся на балу у Воланда и страдающей от неотвратимого проклятия, Маргарита дает надежду на прощение, а потом, когда наступает время обратиться к Воланду со своей единственной просьбой, она уже не может ей отказать, и избавляет ее от вечного наказания.
Возможно, введение этого персонажа перекликается со страданиями самого Булгакова, связанными с чувством вины за его нерожденных детей - он дважды заставлял своих любимых женщин делать аборты, что по канонам церкви расценивается как убийство, а в одном случае сделал его лично своей жене Татьяне, после чего она уже не могла иметь детей. Известно, что Булгаков говорил своей жене, что его за это Бог накажет. И жизнь, действительно, постоянно подкидывала Булгакову его «платок с синей каемкой»: его произведения постоянно запрещали, поставленные по ним пьесы снимали с постановки, и он вынужден был рецензировать чужие произведения, править чужие тексты, жить чужими мыслями.
Кто стал прототипом Фриды

Прототипом булгаковской Фриды стала Фрида Келлер, убившая своего ребенка
Большинство персонажей романа «Мастер и Маргарита» - это собирательный образ, но некоторые были созданы с реально существующих прототипов. В архивах Булгакова сохранились пометки из книги швейцарского психиатра Огюста Фореля, описывающего историю молодой девушки из швейцарского города Санкт-Галлена, которую в 1904 году осудили за убийство собственного сына.
Эта история началась с того, что хозяин заведения, в котором девятнадцатилетняя Фрида Келлер работала помощницей на кухне, обманом заманил ее в погреб и изнасиловал, в результате чего она оказалась беременной. Фрида попыталась скрыть рождение ребенка, чтобы не потерять работу, и ей это удавалось до пятилетнего возраста мальчика, а потом о его существовании стало известно, и поскольку она была бедной и одинокой женщиной, ребенка забрали в приют. Однако Фрида отвела его в лес, где задушила шнурком от платья и закопала.
Дождь размыл могилу, и молодая пара, прогуливаясь по лесу, обнаружила тело мальчика. Мать была быстро найдена, арестована и приговорена к смертной казни. Судебный процесс над Фридой вызвал шумиху в СМИ и привлек внимание многих женщин, большинство осуждали ее и считали наказание справедливым.
Однако это событие не осталось без внимания швейцарского женского движения, выступающего в защиту прав женщин. Их протесты и утверждения, что Фрида в большей степени является жертвой, чем преступницей, привели к тому, что смертная казнь Фриды была заменена на пожизненное заключение в одиночной камере.
Фильм «Дело Фриды», основанный на реальных событиях
Кадр из фильма Марии Брендл Дело Фриды / Фото: kinok.ch
Более чем через сто лет после этого давно забытого судебного процесса немецко-швейцарский режиссер Мария Брендл вернулась к этой теме, сняв фильм «Дело Фриды», основанный на реальных событиях, рассказывающий о судьбе Фриды Келлер.
Несмотря на драматичность сюжета, Брендл постаралась избежать ощущения «тяжести» при просмотре фильма, отвлекая внимание зрителей на других ключевых персонажей, развивая тему их отношений, взаимодействия Фриды с другими персонажами, особенно с Эрной, женой прокурора, чтобы вовлечь зрителя в трагические обстоятельства этого преступления.
Личная история Фриды Келлер проливает свет на женоненавистническую правовую систему, которая не только была несправедливо настроена против женщин, но и освобождала женатых мужчин от судебного преследования за сексуальное насилие.
Как рассказывается в фильме, эта трагедия стала символом этой несправедливости и мобилизовала женское движение в Швейцарии, требующее равных прав для всех, что в конечном итоге привело к принятию нового уголовного кодекса и отмене смертной казни. Потребовалось 30 лет на то, чтобы в Швейцарии был отменен закон, по которому женатый мужчина не мог быть привлечен к ответственности за изнасилование.
Неизвестно, помог ли образ прощенной Фриды справиться с проклятиями самому Булгакову, но свою Маргариту он все-таки нашел. Елена Булгакова не только на несколько лет стала его последней женой и музой, но и сберегла все его рукописи, а также смогла после смерти писателя опубликовать главный роман его жизни.


