+1 0
0
-1 0

Кто стал прототипом булгаковской Фриды, которая задушила младенца в «Мастере и Маргарите»



В известном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть один персонаж, который появляется только в 23-й главе романа, на балу у Сатаны, и на первый взгляд играет второстепенную роль. Это - Фрида, которая задушила платком своего новорожденного ребенка, и теперь этот платок с синей каемкой каждое утро появляется у ее изголовья как кара за содеянное злодеяние. Но в романе Булгакова нет ничего случайного и второстепенного, как не случаен и образ Фриды, у которой существовал реальный прототип. И история этой женщины не менее ужасная.

Какую роль играет образ Фриды в романе Булгакова


Роман Михаила Булгакова Мастер и Маргарита перекликается с его личной жизнью и личными переживаниями

Роман Михаила Булгакова Мастер и Маргарита перекликается с его личной жизнью и личными переживаниями

Свой роман «Мастер и Маргарита», в котором переплетено несколько сюжетных линий и затронуты важные социальные темы, о которых в те годы не принято было говорить открыто, Михаил Булгаков писал и правил в течение многих лет. Последняя редакция романа, которая дошла до читателей, была начата за три года до смерти автора, и он продолжал работать над рукописью до последних своих дней. И хотя в тексте нет ни одной даты, очевидно, что автор описывает время, на которое пришлись последние годы его жизни. По сути - это роман о личном, о том, что глубоко волновало автора, о его окружении, о социальных проблемах общества.

Фрида появляется в романе не случайно. Молодой женщине, задушившей своего ребенка, оказавшейся на балу у Воланда и страдающей от неотвратимого проклятия, Маргарита дает надежду на прощение, а потом, когда наступает время обратиться к Воланду со своей единственной просьбой, она уже не может ей отказать, и избавляет ее от вечного наказания.

Возможно, введение этого персонажа перекликается со страданиями самого Булгакова, связанными с чувством вины за его нерожденных детей - он дважды заставлял своих любимых женщин делать аборты, что по канонам церкви расценивается как убийство, а в одном случае сделал его лично своей жене Татьяне, после чего она уже не могла иметь детей. Известно, что Булгаков говорил своей жене, что его за это Бог накажет. И жизнь, действительно, постоянно подкидывала Булгакову его «платок с синей каемкой»: его произведения постоянно запрещали, поставленные по ним пьесы снимали с постановки, и он вынужден был рецензировать чужие произведения, править чужие тексты, жить чужими мыслями.

Кто стал прототипом Фриды


Прототипом булгаковской Фриды стала Фрида Келлер, убившая своего ребенка

Прототипом булгаковской Фриды стала Фрида Келлер, убившая своего ребенка

Большинство персонажей романа «Мастер и Маргарита» - это собирательный образ, но некоторые были созданы с реально существующих прототипов. В архивах Булгакова сохранились пометки из книги швейцарского психиатра Огюста Фореля, описывающего историю молодой девушки из швейцарского города Санкт-Галлена, которую в 1904 году осудили за убийство собственного сына.

Эта история началась с того, что хозяин заведения, в котором девятнадцатилетняя Фрида Келлер работала помощницей на кухне, обманом заманил ее в погреб и изнасиловал, в результате чего она оказалась беременной. Фрида попыталась скрыть рождение ребенка, чтобы не потерять работу, и ей это удавалось до пятилетнего возраста мальчика, а потом о его существовании стало известно, и поскольку она была бедной и одинокой женщиной, ребенка забрали в приют. Однако Фрида отвела его в лес, где задушила шнурком от платья и закопала.

Дождь размыл могилу, и молодая пара, прогуливаясь по лесу, обнаружила тело мальчика. Мать была быстро найдена, арестована и приговорена к смертной казни. Судебный процесс над Фридой вызвал шумиху в СМИ и привлек внимание многих женщин, большинство осуждали ее и считали наказание справедливым.

Однако это событие не осталось без внимания швейцарского женского движения, выступающего в защиту прав женщин. Их протесты и утверждения, что Фрида в большей степени является жертвой, чем преступницей, привели к тому, что смертная казнь Фриды была заменена на пожизненное заключение в одиночной камере.

Фильм «Дело Фриды», основанный на реальных событиях


Кадр из фильма Марии Брендл Дело Фриды  / Фото: kinok.ch

Кадр из фильма Марии Брендл Дело Фриды / Фото: kinok.ch

Более чем через сто лет после этого давно забытого судебного процесса немецко-швейцарский режиссер Мария Брендл вернулась к этой теме, сняв фильм «Дело Фриды», основанный на реальных событиях, рассказывающий о судьбе Фриды Келлер.

Несмотря на драматичность сюжета, Брендл постаралась избежать ощущения «тяжести» при просмотре фильма, отвлекая внимание зрителей на других ключевых персонажей, развивая тему их отношений, взаимодействия Фриды с другими персонажами, особенно с Эрной, женой прокурора, чтобы вовлечь зрителя в трагические обстоятельства этого преступления.

Личная история Фриды Келлер проливает свет на женоненавистническую правовую систему, которая не только была несправедливо настроена против женщин, но и освобождала женатых мужчин от судебного преследования за сексуальное насилие.

Как рассказывается в фильме, эта трагедия стала символом этой несправедливости и мобилизовала женское движение в Швейцарии, требующее равных прав для всех, что в конечном итоге привело к принятию нового уголовного кодекса и отмене смертной казни. Потребовалось 30 лет на то, чтобы в Швейцарии был отменен закон, по которому женатый мужчина не мог быть привлечен к ответственности за изнасилование.

Неизвестно, помог ли образ прощенной Фриды справиться с проклятиями самому Булгакову, но свою Маргариту он все-таки нашел. Елена Булгакова не только на несколько лет стала его последней женой и музой, но и сберегла все его рукописи, а также смогла после смерти писателя опубликовать главный роман его жизни.
0
874 просмотров
В закладки
Версия для печати
Мумий Тролль, книга рекордов Гиннеса