Прошло уже больше века с момента самого известного кораблекрушения в мире, однако в истории «Титаника» все еще остается немало тайн и загадок. Трагедия унесла жизни полутора тысяч человек и современные историки все чаще находят «русский след» не только среди пассажиров самого современного корабля своего времени, но даже среди экипажа и руководства «Титаника». Одни исследователи говорят о полутора десятках русских подданных, другие утверждают, что их было не больше 50, третьи уверены, что их число превышает сотню человек.
Для того чтобы избавиться от неточностей, сразу стоит оговориться, что для европецев и американцев того времени «русскими» считались все выходцы Российской империи, в том числе поляки, финны и прибалты. И они действительно могли оказаться на «Титанике» в большом количестве, ведь в конце 19 века за лучшей жизнью в Америку стали уезжать тысячи людей, особенно с западных регионов. Среди них было немало евреев, которые бежали от притеснений и антисемитизма. Другая часть уезжала на заработки, планируя вернуться обратно, подкопив нужную сумму. Эти люди вполне могли оказаться на огромном корабле, к примеру, среди пассажиров третьего класса. К тому же среди списков именно этого класса самое большое количество неточностей и пробелов.
Дополнительную путаницу вносило и то, что фамилии российских подданных при написании английскими буквами могли стать практически неузнаваемыми. Да и ничего не мешало пассажирам третьего класса, называть себя вымышленными именами и фамилиями. Не исключено, что они скрывали свое истинное происхождение или выдавали себя за других людей.
Русский капитан лайнера
Кадр из фильма. / Фото: www.spadilo.ru
Русский след в трагедии обнаруживается с завидной регулярностью. Капитан судна Эдвард Джон Смит, согласно некоторым данным, имел русские корни. Якобы некий исследователь трагедии по имени Сэмюль Халперну сделал столь громкое заявление, натолкнувшись в архивах на данные, послужившие подтверждением этого. Новость тут же разлетелась по таблоидам с громкими заголовками о русском следе в трагедии «Титаника».
Однако русские исследователи, а в частности Евгений Несмеянов провел собственное независимое расследование и обнаружил первоисточник этой новости – польский сайт, в котором писалось о том, что дедушка капитана лайнера в 1812 году перебрался в Великобританию из России. Однако биография капитана при более детальном изучении, демонстрирует, что такие выводы о его происхождении весьма далеки от истины. К тому же, мигрировавший из Российской империи вовсе не обязательно был русским. Российский исследователь убедился в том, что капитан имеет полностью британское происхождение. Кстати сам Халперн, которому приписывают новость о русских корнях капитана, уже сам успел опровергнуть данную информацию.
Эдвард Джон Смит родился 27 января 1850 года в семье гончара и конторской рабочей в городке Хэнли. Отец с детства обучал сына своему мастерству и мечтал, что он пойдет по его стопам и освоит гончарное дело. Однако Джон с детства грезил морем и не желал интересоваться ничем более. Едва мальчику исполнилось 12 лет, погибает его отец. Для того чтобы сводить концы с концами он устраивается на работу в литейный цех, однако мечтать о дальних путешествиях не перестает. Наконец, через пять лет ему удается приблизится к своей цели: он устраивается юнгой на грузовой корабль и, наконец, начинает плавать.
После этого рейса капитан должен был уйти на заслуженный отдых. / Фото: www.imghub.ru
Упорно и добросовестно работая, уже за четыре года он смог стать помощником капитана, еще через столько же времени уже возглавил корабль, став капитаном. Первым его судном стал транспортный корабль «Лиззи Феннелл». В возрасте 30 лет он переходит работать в компанию, занимающуюся пассажирскими перевозками. Для этого ему пришлось переучиваться и снова практиковаться. К моменту, когда он будет назначен капитаном своего последнего судна и отправится с ним в его первое и последнее плавание, у него имелся уже 25-ти летний опыт управления именно пассажирскими суднами. Хотя о том, чтобы назначить капитаном самого известного лайнера недостойного человека и специалиста, не шло бы и речи. Он считался самым опытным и уважаемым среди капитанов судов, раз уж ему доверили самое невероятное и современное судно того времени.
Предполагалось, что капитан совершит свое последнее плаванье, однако не в жизни, а в карьере. После «Титаника» он намеревался уйти на заслуженный отдых. Его ждала супруга, дети, внуки, большой и красивый дом – все, чтобы наслаждаться спокойной старостью и признанием. Однако у судьбы были свои планы.
Компания русских нелегалов
Крушение корабля легло в основу многих художественных произведений. / Фото: www.aif.ru
И если информация о русских корнях капитана самого известного лайнера подтверждения не находит, то среди нелегалов, пробравшихся на борт, их могло быть много. Например, историками обнародована информация о том, что на «Титаник» сумела пройти группа крестьян из Ростова-на-Дону, которые мечтали попасть в Уругвай. Предположительно их было 12 человек. Причем считается, что им удалось спастись. Для этого им каким-то образом было бы необходимо выбраться из своего третьего класса, выходы из которого, по мнению подавляющего количества исследователей трагедии, были забаррикадированы сразу после того как стало понятно, что судно идет ко дну.
Более того, крестьянам удалось продержаться на воде живыми до того момента как сигнал SOS был услышан. Им даже удалось добраться до Америки и обзавестись фермерским хозяйством. Спустя какое-то время часть из них предпочла вернуться в Россию, обосновались они у притока Дона Маныча (современная Ростовская Область и Ставропольский край).
Есть информация об еще одном удивительном спасении казака по имени Михаил, точно его фамилия не установлена, но считается, что он был Кучиевым. На «Титаник» он попал потому что отправился на заработки, чтобы иметь возможность жениться и купить дом. В момент начала крушения он чудом оказался на палубе, куда вышел подышать. Там он застал всеобщую панику. Места в шлюпке ему, конечно же, не досталось, зато ему удалось раздобыть спасательный жилет, в котором он и оказался в воде.
Там он нашел деревянный обломок, на который взобрался и даже спас тонувшую женщину. Так им и удалось дождаться корабля, подоспевшего на помощь. Вся эта история напоминает альтернативную концовку известного голливудского фильма. Прожив два года в Канаде, Михаил вернулся на родину заработав денег. По одной из версий в 30-е его раскулачили и подвергли высшей мере наказания, по другой он сумел скрыться от расстрела и отправился в ссылку. В любом случае заработанные деньги не принесли ему счастья на родине.
Молодая мать из Варшавы
Личный дневник, пассажирки "Титаника". / Фото: www.vokrugsveta.ru
Несмотря на то, что Лия Акс не являлась русской по происхождению, ее, как упоминалось выше, большинство американцев и европейцев относили к российским подданным, тем более, что ее история имеет хоть какое-то подтверждение. Родилась Лия в Варшаве, но затем мигрировала в Великобританию. Когда она оказалась на борту «Титаника» ей было всего 18 лет, но у нее уже был 10-месячный сын на руках. Она собиралась уехать к мужу, который работал в Виргинии и еще ни разу не видел сына.
Когда в ночь крушения на палубе началась паника, молодой матери, вероятно, кто-то помог выбраться с нижних этажей. На верхней части корабля уже начиналась эвакуация – женщин и детей грузили в шлюпки. В очереди на эвакуацию, беременная молодая жена миллиардера Астора отдала Лие свою шаль, для того чтобы она смогла завернуть в нее сына – ночь была очень холодная. Во время посадки на шлюпки кто-то вырвал сына из рук молодой матери и передал дальше, так они оказались на разных лодках. Оказавшись на борту «Карпатии» она первым делом ринулась искать ребенка.
Сына она нашла на руках у итальянки, правда отдавать его она отказалась. Тогда Лия обратилась за помощью к капитану и описала ребенка до мельчайших подробностей, включая родинки. Ее описания подтвердились и мальчика передали матери. Считается, что Лия была столь благодарна капитану судна, что, когда в последующем родила дочь, хотела назвать ее Сара Карпатия. Но в свидетельстве значилась запись Сара Титаник, что, в любом случае, являлось отсылкой к событиям той страшной ночи, когда и ей, и ее сыну чудом удалось спастись. В подтверждении этой истории одеяло мальчика и шаль, в которую он был завернут, хранятся в музее штата Виргиния.
Удивительно, но Владимир Костенко, считающийся основоположником советского судостроения предугадал крушение "Титаника", увидев недочеты еще на этапе его строительства. Вот только к нему никто не прислушался, хотя со своей стороны он сделал все для того, чтобы предупредить конструкторов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: