+1 0
0
-1 0

Где одевались русские императрицы, и Как царица Мария Федоровна рассорилась с невесткой из-за нарядов



В российских музеях широко представлены роскошные наряды императриц, блещущие великолепием и изыском. Пышные и яркие платья дополняют всевозможные утончённые элементы и драгоценные мелочи. По всему понятно, насколько непросто все это было носить. Но образ государыни отражал имидж державы, поэтому к каждому наряду предъявлялись особые требования. Акценты в гардеробе даже стали причиной конфликта в семье последних Романовых. Принято думать, что первые дамы одевались в европейских домах моды. Но были в дореволюционной России были и свои талантливые кутюрье, чьи модели не повторяли парижские и опережали время.


Платье в законе



Разрезные рукава по-русски.

Разрезные рукава по-русски.


Побывавший в России французский посол Морис Палеолог так вспоминал монарший двор: «По роскоши туалетов, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться». Конечно же, законодателем моды была императрица. Официального запрета на наряд роскошнее хоть и не было, но затмить первую даму империи никто не смел. Первые правила в рамках общего придворного церемониала узаконил Николай I. Его указы регламентировали платья, в которых правящие особы и их дамы появлялись на официальных мероприятиях. Императрица выходила в свет только в наряде русского покроя, главной деталью которого были разрезные рукава, спускающиеся вдоль юбки. К середине XIX века платье состояло из лифа-корсажа, нижней атласной юбки и верхней распашной, переходящей в шлейф. Самый длинный — до пяти метров — носила только императрица. Ее фрейлин обязывали носить алый бархат с золотым шитьем, помощницы великих княгинь могли предстать в платье, украшенном серебром.

Главные дизайнеры России



Платье из мастерской Бульбенковой.

Платье из мастерской Бульбенковой.


Ближе к 20 веку Россия могла похвастать сверхпродвинутыми отечественными кутюрье. Принято считать, что наряды императрицам шились в Европе лучшими французскими, немецкими, испанскими портными. Да, первые дамы страны действительно обращались к зарубежным модным домам, но прославляли правительницы и российских мастеров, которые лучше других чувствовали их потребности. Первый модный Дом основала в России Ольга Бульбенкова. Ее мастерская одевала императорскую семью в парадные костюмы, на коронационные процессии, свадебные образы также были авторства Бульбенковой. Дизайнер успешно конкурировала за первые платья с иностранными кутюрье, создав свой узнаваемый почерк - расшитые золотыми нитями наряды.

В 1894-м Ольга создала свадебное платье для старшей дочери императора Александра III Ксении Романовой. Бульбенкова не копировала французские фасоны, а поставила перед собой цель достичь через платье национальной идентичности. Ткани использовала с русских фабрик, а за золотошвейной вышивкой обращалась к мастерицам Новодевичьего и Ивановского монастырей. Этого дизайнера считают первым русским стилистом: Бульбенкова подходила к работе комплексно, учитывая как телосложение моделей, цвет кожи и волос, так и особенности характера.

Свадебный наряд для Ксении Александровны.

Свадебный наряд для Ксении Александровны.


«Русской Коко Шанель» называли Надежду Ламанову, создавшую в свое время отечественную моду. Модельера отличали строгость, высокое качество шитья и тонкий вкус, что позволило ей в 24 года открыть собственное ателье. В конце 1890-х о наряде от Ламановой мечтала каждая женщина при императорском дворе. В 1898-м Ламанова взялась за наряды для Елизаветы Федоровны, а с 1904-го работала с Александрой Федоровной.

Портрет Надежды Ламановой.

Портрет Надежды Ламановой.


За шик в России отвечала и Анна Гиндус. Ее Дом моды стал центром столицы, где рождались самые красивые платья из шелка, атласа, бархата, шифона, традиционно украшенные серебряным кружевом и бисером. Особой популярностью пользовалась фетровая шляпка «Гиндус». Вкусу модельера доверяли все без исключения модницы. Помимо первых знатных дам, ателье отшивало наряды для императорского театра. Со временем Анна стала личным портным царской семьи.

Семья Николая II в платьях от Бризак.

Семья Николая II в платьях от Бризак.


В 1855 году в Санкт-Петербурге открылось ателье супружеской парой из Франции. Почти сразу Бризак стали шить наряды для императорской семьи. Мария Федоровна предпочитала шелковые платья «Бризак, там же одевалась и Александра Федоровна с дочерями. Особую славу мастерская заслужила после ее перехода в руки сына Бризак Альбера и его жены. Созданное ими парадное платье ценилось на вес золота. Ткани закупались в Европе за огромные деньги, но их цена устраивала светских дам. Правда, поговаривали, что за некоторые модели приходилось торговаться даже императрице Александре Федоровне. А вот любимым модельером ее свекрови Марии Федоровны была русский мастер дамского платья Авдотья Иванова. В начале 1890-х портниха стала поставщиком Ее Императорского Величества.

Конфликт в императорской семье



Визитное платье Марии Федоровны.

Визитное платье Марии Федоровны.


Известно, что вдовствующая императрица Мария Федоровна не была в восторге от невестки. Николай II остановил свой выбор на немецкой принцессе Алисе Гессенской, что вызвало неодобрение родителей. Они мечтали о выгодном союзе с француженкой Еленой Орлеанской, но пылкий цесаревич настоял на своем и женился по любви. С самого старта Мария Федоровна не принимала Александру. Когда будущей невестке прислали в приданое платья, свекровь отметила, что подарки не отличались надлежащей роскошью. Александра же осталась довольна и вернула часть нарядов просто потому, что они ей не подошли. Конфликт убранств Александры Федоровны и Марии Федоровны длился годами.

Эти две женщины были абсолютно разными не только по характеру, но и внешне. Невысокая брюнетка с тонкой талией Мария Федоровна обожала яркие тона и пышные убранства. Её гардероб переполнялся насыщенными цветами: красным, синим, зелёным. Высокая блондинка Александра предпочитала облачаться в пастельные тона и выбирала строгие силуэты. Ее цветами были нежно-голубой, бежевый, кремовый. А фаворит - лиловый с серебром. Отказ невестки носить подаренные свекровью наряды превратился в острую причину их и без того напряжённых отношений.

О европейской моде на обувь: Как по каблукам определяли статус человека, почему после Марии-Антуанетты их отменили и когда каблук вернул былую славу.
0
1557 просмотров
В закладки
Версия для печати
Россия, Валерий Меладзе