Как сын американского фермера стал звездой российского кино: К чему за 13 лет в России так и не привык Дэниел Барнс

Между бескрайними кукурузными полями американского штата Индиана и залитыми светом прожекторов съемочными площадками Москвы — расстояние в тысячи километров и пропасть из незнакомого языка, непонятных традиций и неизвестности. Но Дэниел Барнс смог победить сложные глаголы, стать звездой российского кино и даже полюбить селедку под шубой. При этом он не чувствует себя своим ни в Индиане, ни в Москве. Для него это — особая форма свободы, которую Дэниел Барнс обрел за тринадцать лет жизни в России.
Любимая учительница

Дэниел Барнс в детстве с братьями.
Он рос не просто в провинции, а в самом сердце американского штата Индиана, в доме, одиноко стоявшем посреди бескрайних кукурузных полей. Формально это место носило название Франкфурт, но на деле представляло собой идеализированную, но одинокую фермерскую жизнь, где на многие мили вокруг не было ничего и никого. Масштаб любого населенного пункта в тех краях традиционно измерялся наличием кинотеатра, и какое-то время он у них был, пока его не снесли в 2001 году.
Родители содержали хозяйство, и у Дэниела с тремя братьями всегда были обязанности. В детстве он часто злился на эту изолированность и отсутствие возможностей, однако с высоты прожитых лет пришло понимание, что именно это тихое, наполненное трудом детство сформировало его характер и подарило то самое чувство дома, которое он пронес через всю жизнь.
Школа давалась ему нелегко, причем не академически, а социально. Дэниел вообще тяжело сближался с людьми, и такое изобилие незнакомцев вызывало у него дискомфорт и страстное желание немедленно отправиться домой, устроиться перед телевизором и погрузиться в просмотр любимых мультфильмов. В принципе, каждый следующий день в школе для него не отличался от предыдущего.

Дэниел Барнс.
Но учительница испанского языка сумела зажечь в нем искру интереса к учебе. Ее уроки стали для Дэниела увлекательным путешествием в мир знаний, особенно на фоне беспросветно скучных уроков истории. Учитель не особенно стремился увлечь учеников, а его подготовка к урокам сводилась к переписыванию текста из учебника на классную доску. Дэниел с теплотой и благодарностью вспоминал, как однажды учительница дала задание рассказать стих на испанском с презентацией.
Он прекрасно знал язык, свободно на нём общался и решил не тратить много времени на подготовку. Подросток сочинил что-то наспех, а затем, раздобыв краски, устроил настоящее представление, читая стих и разрисовывая себя разными цветами прямо на глазах у изумленного класса. За это выступление он получил высший балл, а единственной проблемой оказалась несмываемая краска, которую он пытался содрать с себя ещё не один день. Именно эта педагог позже, когда он поступал в университет, написала для него заявку на грант, потому что она всегда в него верила.
Билет в Россию

Дэниел Барнс.
После школы путь Дэниела лежал в Университет Батлера в Индианаполисе, где он получил сразу два диплома — по актерскому мастерству и испанскому языку. Театральную студию в вузе вела педагог из России, и именно она, разглядев в молодом человеке нераскрытый потенциал, предложила ему продолжить обучение в знаменитом московском ГИТИСе. Идея поначалу показалась ему пугающей, и он отказался, но зерно сомнения и интереса было посеяно.
В конечном итоге, с дипломами в руках и смутными надеждами в сердце, он принял вызов судьбы и в 2013 году отправился в Москву. Его отъезд сопровождался глубоким внутренним конфликтом. С одной стороны, он гордился собой за проявленную смелость и готовность к резкому повороту в жизни. С другой стороны, его терзало чувство вины за то, что он оставил свою семью, особенно отца и братьев, в Индиане.
Еще до отъезда он пытался освоить кириллицу, и больше всего его озадачила буква «Ж», показавшаяся ему похожей то ли на лягушку, то ли на человечка. Весь его первоначальный словарный запас ограничивался одной абсурдной фразой, заученной на случай вопросов на таможне: «У девочки есть красное яблоко». С этим скудным багажом знаний и тяжелым сердцем он начинал свою российскую одиссею, даже не подозревая, насколько сложным, но в итоге плодотворным окажется этот путь.
Московские университеты

Дэниел Барнс.
Первые месяцы в России стали для Дэниела Барнса испытанием на прочность, которое он сам для себя и выбрал. Он осознанно избегал общения с другими иностранцами, понимая, что только полное погружение в языковую среду, без возможности перехода на привычный английский, может принести результат. Его методы были суровыми и последовательными: ежедневный просмотр русских сериалов, даже тех, что ему не нравились, прослушивание песен, где сложно было уловить смысл, и обязательное штудирование киноклассики вроде «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».
Однако находились моменты, когда силы его покидали, и опускались руки. Один из таких эпизодов врезался в память навсегда. Летом, во время каникул в ГИТИСе, он дополнительно занимался в институте русского языка. После восьми часов занятий, целиком посвященных обсуждению всех возможных значений и оттенков глагола «go» — ехать, объехать, идти, обходить, поехать, съездить, проезжать — он, не выдержав, позвонил отцу в слезах, заявляя, что больше не может.
Мудрый родитель не стал его жалеть, а сурово напомнил, что это был его собственный выбор, и велел продолжать, несмотря на усталость и отчаяние. Парадоксальным образом, именно в этой языковой борьбе рождались и забавные эпизоды. Как и многие иностранцы, он довольно быстро освоил нецензурные слова, которые с его американским акцентом звучали особенно комично. При этом простое бытовое слово «маршрутка» навсегда осталось для него камнем преткновения, лингвистическим врагом, которого он и спустя тринадцать лет не может выговорить быстро и легко.
Легендарные пробы

После выпускного спектакля в ГИТИСе.
ГИТИС Дэниел Барнс окончил в 2016 году и, полагая свою российскую главу завершенной, уже собирался возвращаться домой. Выпускной показ, где участвовали все его однокурсники, должен был стать его последним выходом на сцену в России. Но у судьбы были совсем другие планы. На этом показе ему выпал шанс показать себя Олегу Меньшикову, художественному руководителю Театра имени Ермоловой.

Дэниел Барнс.
Барнс решил пойти на риск и предложил на выбор либо рэп, либо монолог Гамлета, причем шекспировский текст он помнил не полностью. Меньшиков выбрал классику. Дэниел озвучил лишь ту часть монолога «Быть или не быть», которую смог воспроизвести, и то, по его собственному мнению, на среднем уровне. Когда он уже собирался уйти со сцены, уверенный, что произвел слабое впечатление, Меньшиков остановил его и попросил прочитать то самое, второе — рэп.
К изумлению присутствующих, молодой актер, одетый в джинсовый комбинезон, прочитал куплет Ники Минаж из песни Monster. Покидая зал, он был абсолютно уверен, что опозорился, однако вскоре его другу позвонили из театра и передали просьбу прийти. Импровизация Дэниела сработала, открыв ему дверь в один из знаменитых московских театров.
Самым важным проектом того периода для него стал спектакль «Ранчо» по повести Стейнбека «О мышах и людях», где он сыграл главную роль — Ленни. Для него был удивительным и символичным круговорот судьбы: историю времен Великой депрессии в США он сыграл на русской сцене.
Народная слава

Дэниел Барнс.
Широкая аудитория узнала о Дэниеле Барнсе благодаря его сотрудничеству с онлайн-школой английского языка Skyeng. После трехмесячного кастинга он стал ведущим YouTube-канала компании вместе с британцем Джорданом Уорсли. Именно здесь родился его узнаваемый образ — «Америкашка Дэни», доступно и с юмором объяснявший подписчикам тонкости американского английского.
Важно подчеркнуть, что ни Барнс, ни его коллега не занимались преподаванием в школе — они выступали лицами канала, создавая развлекательный и образовательный контент. Их дуэт оказался настолько успешным и органичным, что стал одной из ключевых причин стремительного роста популярности проекта, который всего за несколько лет набрал более двух миллионов подписчиков. Skyeng сделал актёра героем цифрового пространства и принес ему популярность.

Дэниел Барнс.
В кино его можно было в то время увидеть в сериалах «Оптимисты» и «Заступники», а также в фэнтези «(Не) идеальный мужчина». По-настоящему интересные предложения начали поступать после того, как его русский язык стал практически свободным. В драме «Бомба», посвященной советскому атомному проекту, он сыграл сына Нильса Бора, в спортивной биографии «Стрельцов» — иностранного журналиста, а в драме «Обитель» по роману Прилепина — персонажа по имени Том.
Сейчас в его фильмографии уже 20 работ в кино. Особой вехой в его карьере стал комедийный сериал «Олдскул», где он исполнил одну из ключевых ролей. Его герой — серб Боэн, добродушный и несколько эксцентричный учитель английского в элитной московской школе. Главную роль в этом проекте блистательно исполнила Мария Аронова, а сама работа над сериалом запомнилась Барнсу атмосферой творческого поиска и комфорта на площадке. Параллельно на экраны вышла еще одна значимая работа — 8-серийный фильм «Москва слезам не верит. Все только начинается», где актеру досталась роль американца Билла.

Дэниел Барнс в сериале «Олдскул».
На вопрос о том, не устал ли он от ролей иностранцев, Дэниел отвечает с философским спокойствием, отмечая, что не может от них отказаться. Наоборот, он испытывает благодарность, поскольку именно так и получает работу, будучи американцем в России, и его такое положение вещей полностью устраивает.
Свой подход к актерской профессии Дэниел Барнс сформировал как сплав различных школ. Получив базовое образование в Америке и изучив систему Станиславского в ГИТИСе, он в итоге нашел себя в методе Михаила Чехова. Если отойти от терминологии, ему гораздо проще работать, когда он понимает, что его самого на сцене или на площадке нет, а есть только персонаж. Вообще он мечтает сыграть Треплева из «Чайки» Чехова, тема непонимания и невозможности реализовать свои мечты, воплощенная в этом персонаже, оказалась ему очень близка.
Из России с любовью

Дэниел Барнс в сериале «Москва слезам не верит. Всё только начинается».
За тринадцать лет жизни в России Дэниел Барнс сформировал свои собственные, лишенные романтических иллюзий, гастрономические предпочтения. Холодец навсегда остался за гранью его понимания; он уверенно заявлял, что это блюдо никогда не появится в его холодильнике, хотя из вежливости мог сделать вид, что это приемлемо, и даже чуть попробовать. Зато он искренне полюбил селедку под шубой, отмечая парадокс между странным сочетанием ингредиентов и по-настоящему превосходным вкусом.
Из бытовых реалий самым сложным испытанием для него стало ежегодное летнее отключение горячей воды, которое он в шутку называет настоящим адом на земле, особенно учитывая отсутствие в его квартире места для бойлера. Не меньшее удивление вызвали у него и российские школьные традиции.

Дэниел Барнс.
Однажды для проекта он присутствовал на линейке первого сентября в Барнауле и был поражен масштабом и продолжительностью действа, невольно задаваясь вопросом, когда же дети успевают учиться. В его американском опыте все было гораздо проще: в первый день школы все просто искали свои кабинеты, а директор мог ограничиться кратким пожеланием хорошего учебного года.
На прямой вопрос о том, кем же он себя чувствует, Дэниел Барнс отвечает с философской прямотой: он не ощущает себя москвичом, но и выходцем из Индианы — тоже. Для него это — особая форма свободы — быть там, где ему хорошо, без привязки к точке на карте.
Дэниел Барнс нашёл себя в культурном пространстве Москвы, а итальянец Андреа Киузоли Чертани уже 13 лет живет в Ростовской области, он открыл собственную сыроварню и полностью изменил свои представления о России.


