+1 0
0
-1 0

Как безумный танец одной женщины заразил 400 горожан: Из-за чего случилась массовая истерия Средневековья со смехом и конвульсиями



История показала, что заразиться можно не только гриппом, но и танцами или смехом. Это только со стороны может показаться забавным, но ничего хорошего в этом не было. В XVI веке танцующая чума охватила жителей Страсбурга, начавшись с одной женщины. Тогда никто не подозревал, что это вызовет эпидемию, и успокоить танцующих не получится даже силой. Объяснение массовому безумию искали в разном: в происках дьявола и некачественных продуктах, но она позже еще не раз появлялась так же внезапно и в других видах.


Танцевальная чума в Страсбурге, охватившая 400 человек


Танцевальная чума в Страсбурге.

Танцевальная чума в Страсбурге.

Июль 1518 года для жителей Страсбурга оказался очень необычным – женщина Троффеа вышла на улицу и начала танцевать. Казалось, ничего странного нет – захотелось, видимо, повеселиться. К ней присоединилось еще несколько женщин, но танец не заканчивался и скорее напоминал пляски безумных. За шесть дней в него было вовлечено 34 человека, а за месяц – 400, в основном это были женщины.

Вовлеченные в танец отплясывали до изнеможения и либо падали замертво от сердечного приступа, либо от усталости и сразу засыпали, что, видимо, их и спасало от смерти. Это был сложный период, когда из-за танцев врачи регистрировали в день до 15 смертей. Непонятное поведение назвали болезнью, окрестив ее «танцующей чумой».

Историк Джон Уоллер описал это событие как подлинный факт, который был задокументирован врачами. Они, описывая события, отмечали, что люди не просто бились в конвульсиях, а именно выполняли танцевальные движения.

Оркестр, чтобы остановить неистовый танец


Музыканты, чтобы остановить танцующих в эпидемию.

Музыканты, чтобы остановить танцующих в эпидемию.

Власти города не сразу поняли, что столкнулись с глобальной проблемой, и решили поддержать танцующих музыкой в надежде, что они так быстрее устанут и остановятся. Для этого соорудили даже деревянные помосты для танцующих и музыкантов. Но когда заметили, что метод не помогает, начали прибегать к противоположным мерам – запретили все увеселительные мероприятия, даже падшим женщинам не разрешали выходить на заработок.

Над танцующими читали молитвы, проводили религиозные обряды, предполагая, что это от нечистого. Через время эпидемия стала затихать, число танцующих перестало прибавляться, затем всё сошло на убыль. Те, кто выжил в этом смертельном поединке с танцем, выздоровели, хотя часть людей стала испытывать тремор конечностей.

Танцевальное наваждение от дьявола или психотропный грибок: в поисках причин безумия


Мука могла быть заражена спорыньей.

Мука могла быть заражена спорыньей.

Ученым всегда интересны необычные случаи, и танцующая чума также вызвала интерес. В качестве объяснения приняли отравление продуктами, а именно мукой из пшеницы, на которой мог вырасти грибок – спорынья́, оказывающий токсичное и психотропное влияние. Она появлялась в особо сырые годы, а голодные люди готовы были есть любое зерно, не зная об опасности грибка. В старину болезнь назвали «Антониев огонь», а по-научному – эрготизм, вызванный токсикозом спорыньи. При его употреблении в пищу появляются судороги, спазмы, нарушение движения глаз, расстройство психики, а если употреблялась большая доза, то – смертельный исход. В Средневековье она была виновницей эпидемий в 132 случаях, хотя страсбургский феномен не упоминается.

Второй причиной появления танцующей чумы назвали происки дьявола, ведь для Средневековья было нормой приписывать всему непонятному сверхъестественное влияние, особенно когда танцевали до упаду без желания, а движения больше смахивали на пляску обезумевших. Тело становилось неподвластно разуму, а значит, им завладел дьявол. Видимо, поэтому танцующих пытались остановить силой, а их конечности продолжали совершать движения.
Массовый психоз.

Массовый психоз.

Третий вариант – массовый психоз на фоне стресса из-за эпидемий оспы и сифилиса. Люди, пребывающие долго в голоде, пережившие смерть родных и не видя выхода из ситуации, могли просто получить нервный срыв.

Внушаемые люди под действием кризиса могли поддаться психогенному влиянию, и суеверие могло стать одной из причин странного поведения. Согласно одной легенде, если вызвать гнев святого Вита, принявшего мученическую смерть в 303 году нашей эры, он насылает порчу в виде навязчивого танца. Святому поклоняются, чтобы преодолеть страхи и боль, танцуя возле его статуи, а также верят, что он помогает при заболевании хореей (танец святого Вита или острая ревматическая лихорадка) – болезнь характеризуется быстрыми, судорожными и спонтанными движениями, и в возрасте 15–25 лет ею страдают практически только женщины. По традиции 15 июня в Страсбурге люди отправились толпой к святыне, чтобы получить бодрость на весь год. Направляясь, они стали танцевать, но многие уже не смогли остановиться.

Массовые истерии: конвульсионерки


Эпидемия конвульсионерок.

Эпидемия конвульсионерок.

Болезненное явление может распространяться не только из-за вирусов и инфекций, а в качестве подражания, что приводит к эпидемиям, только уже психологического типа.

Известны эпидемии, в которых люди конвульсионируют – выполняют движения, далекие от танцевальных па. Это хаотичные движения с подергиванием, дрожью, судорогами, зевотой, падением на пол и катанием по нему. Массовое конвульсионирование было отмечено у девушек из Луи-Дебоннера: в определенный период у них случались припадки, они падали на пол, и начиналось что-то безумное. Зная об этом, им заранее на пол стелили перины и подушки, чтобы они сильно не травмировались. В таком положении они находятся некоторое время, а потом как бы деревенеют, надолго становясь слепыми, глухими и неподвижными.

Если конвульсии девушек были связаны с бессознательной пандемией истерии, то на Сен-Медарском кладбище на могиле дьякона Пари в Париже специально собирались «верующие» для безумного танца, больше похожего на конвульсии. Приходящие как будто заражались массовым психозом, теряя моральные качества и разум. Они заполняли площадь кладбища и соседних улиц, утверждая, что конвульсируют, но это было похоже на безумие: одни бились на земле в припадке, другие глотали камешки и стекло, женщины ложились на землю и просили, чтобы на них падали сразу по несколько человек или били их по животу. Такая эпидемия охватывала тысячу людей. Власть решила прекратить безобразие и закрыла кладбище, чтобы не было доступа к могиле Пари, но безумцы распределились по домам, охватив сумасшествием весь город.

Заразительный смех


Заразительный смех - безумие через смех.

Заразительный смех - безумие через смех.

Не менее странная эпидемия охватила в 1961–1962 году детей школьного возраста – они смеялись, заражая им друг друга. Это привело к тому, что пришлось закрывать школы. Сначала в поведении детей ничего подозрительного не было, но смех не казался здоровым. Он длился несколько часов у трех девочек, и после короткого отдыха вновь начинался сначала. Затем стали смеяться и другие девочки интерната: 95 из 159 школьниц. При этом учителя не заражались, но и остановить не могли.

Школу в деревне Кашаша пришлось закрыть на полгода. Детей распустили по домам, и, вероятно, это вызвало распространение эпидемии, потому что в окрестных деревнях, в которых проживали дети, началась эпидемия смеха. Сначала заражалась вся семья, а потом распространялась на других, контактирующих с ними. Как-то невестка из одного дома пошла проведать знакомую семью, и через несколько дней тоже начала смеяться.

Приступы смеха в основном касались молодых людей и детей. Как итог эпидемии – 14 школ в округе было закрыто, а под действие заразного смеха попало 1 000 человек. У некоторых он сопровождался сыпью, ознобом, приступами и криками. На время успокаиваясь, зараженные вновь начинали смеяться. Инкубационный период был от нескольких часов до нескольких дней, к тому же и смех мог продолжаться либо несколько минут, либо несколько часов. Зараженные не то смеялись, не то плакали, и порой их поведение приобретало агрессивную форму.
У зараженных детей начинались приступы смеха и плача.

У зараженных детей начинались приступы смеха и плача.

Доктора не могли найти причину, потому что все анализы показывали, что пациенты в норме. Пострадавшие жаловались на то, что с головой происходят странности – там что-то движется, и возникал страх, что это будет преследовать. Пострадавшие пережили от одного до четырех приступов смеха, но без смертельного исхода. Доктора проверили все, что могло бы вызвать расстройство, но ни продукты, ни вирусы не были подтверждены. Массовая истерия оказалась самым лучшим объяснением, только что ее вызвало – осталось загадкой. Хотя у древних Бахаи, которые составляли большую часть населения, подобное называлось «Энвара Йокушека» («болезнь смеха») или «Акаджанджа» («безумие»).

Восприимчивость части людей – вот, вероятно, один из ответов, почему в разные века возникали столь одинаковые и странные эпидемии. Безумие в Салеме относится к таким же неразгаданным загадкам, но странности повлекли к безжалостному истреблению «ведьм».
0
1155 просмотров
В закладки
Версия для печати