Президент США Гарри Трумэн прекрасно понимал, что для того, чтобы заставить Японию капитулировать, одной бомбы будет недостаточно. Он отдал распоряжение учёным-ядерщикам создать две ядерные бомбы, которые затем были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Мало кто знает, что на самом деле бомбы было три. Одна была припасена на всякий случай. Она не была собрана. Готово было лишь её сердце — плутониевое ядро массой 6,2 кг. Двое чудаковатых учёных решили с ним «поиграть» и чуть не угробили всех ядерщиков Америки...
«Лишняя» бомба
Ядерные бомбы по своему устройству кардинально отличаются от обычных бомб. Никаких предохранителей и детонаторов в них нет. Зато имеется критическая масса радиоактивных материалов. Детонация происходит в момент достижения этой массой сверхкритического уровня. Происходит это за счёт взаимодействия радиоактивных материалов. Начинается известная каждому физику цепная реакция и происходит взрыв. В 40-х годах прошлого века простого способа определения необходимого для достижения нужной критической массы количества урана или плутония просто не существовало. Учёным приходилось выяснять это опытным путём. Иногда ценой собственной жизни.
Копия ядра демона в макете установки, использованной одним из физиков во время фатального эксперимента. / Фото: amusingplanet.com
После того как были использованы две ядерные бомбы для принуждения Японии к капитуляции, третья оказалась ненужной. Учёные-ядерщики в Лос-Аламосе были в восторге. Ещё бы, в их руках оказалось больше 6 кг редчайшего из материалов — плутония. Открылось нескончаемое поле для экспериментов. Чем они немедленно и занялись. Физики чего только не делали с оказавшейся в их полном распоряжении столь ценной металлической сферой!
Эксперимент Фриша
Отто Роберт Фриш. / Фото: rus.team
Руководил группой учёных австрийский физик по имени Отто Роберт Фриш. Его метод определения необходимой критической массы был одновременно предельно прост и чертовски опасен. Учёный разрезал делящиеся материалы на небольшие бруски длиной по 3 сантиметра каждый и складывал их стопкой. При этом он контролировал происходящее с помощью радиационного измерителя. Для того чтобы реакцию замедлить, вместо чистого урана Фриш предпочитал использовать его гидрид.
Однажды чуть не случилась катастрофа. Физик слишком неаккуратно опёрся на стопку урановых брусков. Мгновенно произошла неконтролируемая реакция. Фриш сразу всё понял и постарался предотвратить трагедию, быстро разбросав бруски своими руками. В результате этой аварии он получил огромную дозу радиации, но всё же недостаточную, чтобы умереть тот час же. Его коллегам, которые позже повторяли его эксперимент, повезло гораздо меньше.
Ядро демона
Летом 1945 года молодой учёный-физик по имени Гарри К. Даглян-младший решил провести очередной эксперимент с плутонием. В лаборатории он был один. Даглян решил соорудить отражатель нейтронов. Он строил вокруг ядра с плутонием стену. Использовал он блоки из карбида вольфрама. Нужно было определить, сколько их потребуется для создания критической массы.
Гарри К. Даглян-младший. / Фото: campfirestoriespodcast.medium.com
Когда счётчик нейтронов показал, что блоков достаточно, учёный держал в руках последний блок и постарался осторожно убрать руку. И тут случилось ужасное — Даглян уронил его прямо на металлическую сферу с плутонием. В результате масса ядра стала сверхкритической. Потом физик рассказывал, что в тот момент он увидел вспышку голубого света и волну тепла. Инстинктивно он сбросил упавший блок на пол, но было уже слишком поздно. Учёный получил смертельную дозу радиации. Спустя три недели он скончался. Охранник, сидевший в двадцати метрах от него, умер через месяц. Смертоносную сферу стали именовать ядром демона.
Если кто-то думает, что на этом опасные эксперименты прекратились или физики стали осторожнее, то он очень сильно ошибается. Несколько месяцев спустя, другой физик, по имени Луис Слотин, который сменил Отто Фриша, проводил аналогичный эксперимент. Слотин опускал бериллиевую оболочку до тех пор, пока ядро не было полностью покрыто. Так он достигал необходимой критической массы. Этапы эксперимента точно рассчитать было невозможно и для подстраховки учёный использовал... обычную отвёртку! Он втыкал инструмент между компонентами, разделяя их. Простой предмет не раз спасал жизнь Слотину и его коллегам.
Воссоздание эксперимента Слотина, проведённое историком Ричардом Хьюлеттом. / Фото: amusingplanet.com
Физик столько раз проводил этот эксперимент, что в конце концов потерял всякую осторожность и бдительность. Однажды учёный решил покрасоваться перед коллегами и принялся на глазах у них «щекотать хвост дракона», как он это называл. Только, в пылу гордыни и ощущения своего безграничного могущества, не заметил, как соскользнула отвёртка...
Яркая вспышка озарила комнату, все бросились врассыпную. Слотин получил самую большую дозу радиации, которую когда-либо получал человек — 1000 рад. Даже в Хиросиме, для сравнения, когда взорвалась бомба, радиация на расстоянии одного километра от эпицентра взрыва составляла «всего» 400 рад. Первыми словами Слотина после аварии были: «Ну, вот и всё». Скончался учёный чуть более недели спустя. Коллеги, которые стали свидетелями смелого эксперимента, прожили чуть дольше.
Воссоздание эксперимента Слотина, проведённое историком Ричардом Хьюлеттом. / Фото: amusingplanet.com
Только после этого инцидента в Лос-Аламосе были прекращены эксперименты с критической массой. Учёные поняли, что такими темпами в США скоро не останется ядерщиков. Все будущие опыты проводились под строжайшим контролем и только дистанционно. За происходящим наблюдали с помощью камер видеонаблюдения. Плутониевое ядро, которое поначалу носило название Руфус, стали называть «ядром демона».
Опасные эксперименты с ядерным оружием, несмотря на все риски, продолжали проводить. Прочтите в другой нашей статье о том, как США хотели устроить ядерный взрыв на Луне, чтобы утереть Советам нос, и что из этого вышло.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: