Сегодня спортивными вещами в повседневном гардеробе никого не удивишь. Выбирая же одежду для спорта, мы окунаемся к целое море фасонов, стилей, принтов, расцветок… А ведь всего столетие назад никакой «специальной» спортивной одежды не существовало. Человеком, который создал спорт-шик в истинном его значении (и был весьма удивлен тем, что его спортивные наряды перекочевали в повседневный гардероб американских модниц), был модельер Жан Пату – соперник Коко Шанель, поклонник спортсменок и «самый элегантный мужчина Европы».
Война и мода
Модели Жана Пату.
Жан Пату родился в Нормандии в семье потомственных кожевенников, поставлявших высококачественную замшу европейским кутюрье. Пату начал свою карьеру с участия в семейном бизнесе, однако он не хотел «обеспечивать модельеров материалами» - он сам хотел быть модельером! И желательно знаменитым. Поэтому он отправился в Париж – столицу европейской моды.
Костюм и платье в стиле флэпперов.
Модели Жана Пату.
Модели Жана Пату.
В 1912 году Жан Пату открыл на Елисейских полях собственное ателье под названием Maison Parry. Однако с началом Первой мировой войны его призвали в армию – и мечты пришлось отложить. К счастью, удача была на стороне Пату – он вернулся живым и здоровым в звании капитана, его начинание поддержала сестра, которая все годы работы оставалась его верной соратницей и помощницей, и в 1919 году Пату открыл именной салон – все там же, в Париже. Он вдохновлялся модернистской живописью тех лет, на фасоны и орнаменты его моделей повлияла живопись кубизма и абстракционизма, музыка джаза и дерзкий, динамичный стиль флэпперов. В определенном смысле коллекции Пату вписываются в стилистическую линию ар-деко.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Аристократ-ювелир, который создавал украшения для Коко Шанель и Сальвадора Дали: Фулько ди Вердура.
Спорт-шик
Наряды для тенниса.
Жан Пату конкурировал с Коко Шанель на ниве «раскрепощения» женщин. Кутюрье терпеть не могли друг друга и не скрывали этого. Однако Пату довольно быстро отвоевал собственную нишу – ею стала спортивная одежда. В годы после Первой мировой войны социальные изменения повлекли за собой и своего рода культ здоровья. Однако занятия спортом и солнечные ванны, несмотря на пропаганду в качестве «народных» в тех странах, где произошли революции (Германия и СССР), для многих все-таки были явлением элитарным.
В конце концов, ровный загар могли себе позволить только те, кто не пахал на фабрике с раннего утра до поздней ночи – так признаком высокого социального статуса перестает быть бледность и становится гораздо более «витальная» внешность. Развлечением для богатой публики теперь считаются теннис и гольф – а сам Пату начинает свою карьеру «спортивного» модельера с женской одежды, позволяющей с комфортом предаваться этим развлечениям. Впрочем, большое влияние оказывают и движения, направленные на женское освобождение – теперь они занимаются спортом, работают, ведут социально и политически активную жизнь. Для которой, опять же, нужна одежда. Фактически Пату создал то, что сегодня называют спорт-шиком, и обеспечил женщин гардеробом, предназначенным для активного отдыха, причем гардеробом стилистически целостным, безупречным с точки зрения кроя, функциональным и элегантным.
Костюм для лыжного спорта и купальники.
В 1925 году Пату открыл «спортивный бутик». Каждый отдел был посвящен конкретному виду спорта – гольфу, теннису, яхтингу, фехтованию.
Светлый кардиган, белая плиссированная юбка, повязка на волосах и легкая обувь – этот образ, такой привычный и обыденный сейчас, произвел шокирующий эффект на Уимблдонском турнире 1921 года. Его примерила теннисистка Сюзанн Ленглен. Ее порывистые движения и легкая ткань широкой юбки позволяли зрителям увидеть ноги – выше колена (хотя сама юбка была вполне пристойной длины, а обнаженные лодыжки уже давно не были чем-то скандальным). Публика была в ярости, публика была в восторге, публика… признала гений Пату.
Плавание тоже не ускользнуло (не уплыло?) от его дизайнерского взгляда. Пату предложил клиенткам два вида купальников – для пляжного отдыха и для плавания. Сегодня, выбирая купальник по душе, мы размышляем о том, собираемся ли ставить рекорды по длительности или скорости заплывов или планируем элегантно дефилировать по пляжу и валяться на солнышке. И для любителей солнечных ванн Пату (его предприятие занималось выпуском духов и косметики, как, впрочем, почти любой уважающий себя модный дом) предложил нечто инновационное – лосьон для загара.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Величайший дизайнер после Шанель, создавшая «платье, которое подходит всем».
Америка
Простые и элегантные пальто.
И элегантные вечерние платья.
Американским клиентам и критикам Пату нравился гораздо больше, чем европейским. Пресса нарекла его «самым элегантным мужчиной Европы», а женщины оценили революционный подход к созданию одежды. Неожиданно для самого модельера его спортивная одежда перешла в разряд повседневной – женщины надевали его джемперы и плиссированные юбки для обычных прогулок, встреч с подругами, свиданий. Ему вообще нравились американские девушки – более активные, свободные, жизнерадостные, чем европейские. Нескольких красоток он пригласил работать в Европу в качестве моделей – и считается, что именно Пату сделал профессию модели престижной.
Тридцатые и после
Пальто и платья Пату.
Вечерние платья Пату.
Великая депрессия сильно повлияла на финансовое положение его основной клиентуры. Однако именно парфюмерная линия позволила дому держаться на плаву – ведь за годы его существования было создано тридцать пять ароматов. Пату экспериментировал с запахами – подбирал композиции для определенных дат, типажей внешности, времен года. Она даже открыл некий «парфюмерный бар», своего рода лабораторию, где посетители могли бы придумать свой парфюм.
Жан Пату умер в 1936 году.
Он не оставил наследников – осиротевший дом «приняла на себя» его сестра Мэделин и ее супруг. Jean Patou как бренд продолжал свое существование и в шестидесятые годы, и в восьмидесятые. Модели для него разрабатывали Марк Боэн, Карл Лагерфельд, Жан-Поль Готье, Кристиан Лакруа. Затем до 2019 года выпускалась только парфюмерия. Впоследствии концерн LVHM, выкупивший бренд, пригласил к управлению Гийома Анри (в его послужном списке работа в Carven и Nina Ricci) и свет увидело несколько новых коллекций, которые в целом внушали оптимизм относительно судьбы детища Жана Пату и его творческого наследия.
А вот Жак Фат, по мнению прессы, соперничал с Диором - правда, история умалчивает, существовало ли это соперничество на самом деле.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: