15 лет назад, 9 июня 2005 г., ушла из жизни замечательная актриса, заслуженная артистка РСФСР Инна Ульянова. Ее кинокарьеру вряд ли можно назвать очень успешной – ее редкий комедийный дар реализовался только в одной яркой главной роли – Маргариты Павловны из «Покровских ворот». Судьба не была к ней благосклонна и в личной жизни – у актрисы было много поклонников, но она так и не узнала счастья материнства и семейной жизни. Как «женщина сказочного ума, с характером таким, что ей бы фронтом командовать» разбила сердце французскому летчику, и почему она провела последние годы в полном одиночестве – далее в обзоре.
Актриса в молодости | Фото: kino-teatr.ru
Ее семья занимала привилегированное положение – отец Инны занимал пост заместителя министра угольной промышленности СССР. Они жили в доме Совета Министров, 3 подъезда которого занимали известные артисты, и глядя на наряды Веры Марецкой, Инна в детстве мечтала о том, что будет носить такие же шляпки. Одним гардеробом это увлечение не ограничилось – вопреки воле отца, Инна поступила не в горный институт, а в Щукинское театральное училище. Родители не одобрили этого решения, но уважали самостоятельный выбор дочери.
Инна Ульянова в спектакле *Мы тоже не ангелы*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru
Отец всю жизнь для нее оставался идеалом мужчины и, как оказалось, найти человека, который соответствовал бы этому идеалу, достаточно сложно. Всех мужчин она сравнивала с отцом, и все они неизбежно проигрывали в этом сравнении – никто не дотягивал, все были как-то мелковаты. В ее судьбе это сыграло роковую роль. Своим друзьям она говорила: «Мужчина – это крахмал. Это воротничок. Это галстук. Это фрак. Это не эти таганские свитера и джинсы».
Актриса на сцене театра | Фото: kino-teatr.ru
О неординарном комедийном даре актрисы говорили все, кто был с ней знаком, но достойных ролей она получала крайне мало. К 30 годам у нее не было ни одной яркой роли в кино – все свои сыгранные эпизоды она сама называла «семечками», ведь они были ничтожно малы. Когда она ушла из Ленинградского государственного театра Комедии и переехала в Москву, в Театре на Таганке блистали Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Николай Губенко, Алла Демидова, а Ульяновой часто доставались лишь роли в массовке. Но и свои эпизоды она умела превращать в шедевры. Актрису начали узнавать на улицах после эпизода из «Семнадцати мгновений весны», где она сыграла подвыпившую даму в баре, произносившую фразу: «Вы должны меня послушать, вы должны мне поверить! Когда о нас, математиках, говорят как о сухарях – это ложь! В любви я – Эйнштейн!» Эти слова можно было бы сказать и о ней самой.
Кадр из фильма *Карнавальная ночь*, 1956 (Инна Ульянова – в центре) | Фото: kino-teatr.ru
Инна Ульянова в киножурнале *Ералаш*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru
Хотя Инна Ульянова никогда не была красавицей и сама это признавала, в ней были шарм и харизма, которые всегда привлекали внимание мужчин. Ей приписывали браки с известным писателем, а также с актером Сергеем Филипповым. Роман с писателем, имени которого актриса не называла, действительно случился, но писатель был женат, и эти отношения продлились недолго. А вот с Сергеем Филипповым – ровесником ее отца – ее связывали только профессиональные и дружеские отношения.
Кадр из фильма *Огненное детство*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Инна Ульянова в фильме *Бархатный сезон*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru
Наверное, ее вполне можно было бы охарактеризовать теми же словами, какими описывает Савва Игнатьевич свою избранницу Маргариту Павловну в «Покровских воротах»: «Женщина сказочного ума, с характером таким, что ей бы фронтом командовать, а выбивается из сил». Неординарный взгляд на вещи, острый язык и независимый характер Ульяновой всегда производили впечатление на мужчин. Говорили, ей оказывал знаки внимания режиссер Ленинградского театра Комедии Николай Акимов, ее расположения добивались актеры Евгений Самойлов и Евгений Моргунов. Она пыталась построить отношения с актером Николаем Губенко, но его сердце было отдано другой актрисе – Жанне Болотовой, которую он не смог забыть. Ее часто сравнивали с ее героиней из «Покровских ворот», властной и жесткой дамой, а сама она говорила, что видела сходство только в одном: «Ко мне тоже всегда притягивало мужчин слабых и безвольных, типа Хоботова».
Актрису часто ассоциировали с ее героиней из *Покровских ворот* Маргаритой Павловной | Фото: vokrug.tv
Инна Ульянова в фильме *Покровские ворота*, 1982 | Фото: sobesednik.ru
Часто слухи о многочисленных романах Ульяновой провоцировала она сама – актриса была склонна к мистификациям, и ей очень нравилось ставить людей в тупик и вызывать их удивление придуманными ею для публики и прессы легендами. Она была настоящей артисткой не только на сцене и съемочной площадке, но и в жизни. На улицах вокруг нее всегда собиралась толпа фанатов, для которых у нее всегда находились истории.
Кадр из фильма *Покровские ворота*, 1982 | Фото: bulvar.com.ua
Кадр из фильма *Покровские ворота*, 1982 | Фото: stuki-druki.com
Замужем Инна Ульянова побывала только один раз в молодости, и этот брак не продержался и двух лет. Когда актриса заметила, что ее супруг, актер и режиссер Борис Голдаев, на одном из вечеров в Доме кино танцует с Анастасией Вертинской, устроила ему грандиозный скандал. Наладить отношения они так и не смогли, и развод был неизбежен. Впрочем, подруга актрисы Любовь Богданова утверждает, что единственным ее официальным мужем был человек, работавший то ли во Внешторге, то ли в МИДе. После этого Ульянова никогда не выходила замуж, и детей у нее не было.
Инна Ульянова в фильме *Покровские ворота*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Покровские ворота*, 1982 | Фото: stuki-druki.com
По словам ее знакомых, это был добровольный осознанный выбор – она никогда не тяготилась своим одиночеством. Близкая подруга актрисы, заместитель директора «Содружества актеров Таганки» Ольга Обметко, с которой они дружили более 20 лет, рассказывала: «Уля о себе говорила: «Я – волк-одиночка». В обществе принято считать, что если у женщины нет детей, то это обязательно некая ущербность. Но это не так. Она любила, к примеру, проводить время с моей дочкой Люсей. Но все же детей она не хотела, никогда не жалела о своем решении. У нее и возможности были, и здоровье позволяло, но не хотела».
Кадр из фильма *Утомленные солнцем*, 1994 | Фото: kino-teatr.ru
Только одну историю Инна Ульянова помнила всю жизнь и часто о ней увлеченно рассказывала. Константин был французом, героем войны, летчиком легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман». Они познакомились во время его визита в Москву и долгие годы переписывались. Он предлагал ей выйти за него замуж и переехать к нему в Париж, но она отказалась, чтобы не навредить карьере отца – брак дочери с иностранцем поставил бы на ней крест. Их общение продолжалось несколько лет, но на переезд актриса так и не решилась. А когда она узнала о его гибели, сожгла все его письма, которых, по ее словам, было 5 кг. Впрочем, некоторые из ее знакомых называли плодом фантазии и этот роман, ведь ни самого француза, ни его фотографий и писем никто из ее друзей никогда не видел.
Заслуженная артистка РСФСР Инна Ульянова | Фото: kino-teatr.ru
После перестройки в ее жизни начались самые тяжелые времена. Актриса осталась практически без работы. Ее спасали только встречи со зрителями, которые всегда горячо встречали любимую Маргариту Павловну из «Покровских ворот». В 1993 г. она вместе с группой актеров ушла из Театра на Таганке в театр «Содружество актеров Таганки» под руководством Николая Губенко, но за 7 лет не получила ни одной значимой роли. Инна Ульянова осталась вдвоем с матерью, которая страдала склерозом. Она нуждалась в постоянном уходе, а сама актриса не могла этого ей обеспечить. Она была вынуждена определить ее в дом престарелых, за что многие ее осуждали. В последние годы жизни Ульянова продолжала сниматься в кино, но крупных ролей не предлагали, а о работе в театре она говорила: «Все прекрасно! Выхожу на сцену примерно раз в месяц».
Актриса в последние годы жизни | Фото: kino-teatr.ru, vokrug.tv
Многие, кто ее знал, считали, что единственной ее страстью всю жизнь оставалась актерская профессия. Ее коллега Александр Панкратов-Черный о ней говорил: «Мне кажется, ее одиночество было наполнено персонажами, которых она не сыграла». За кажущейся бравадой и декларируемой независимостью на самом деле скрывалась тоска о тех чувствах, которых так и не удалось пережить в реальной жизни. И сегодня можно только предполагать, какова доля вымысла в ее рассказах о своей личной жизни…
Заслуженная артистка РСФСР Инна Ульянова | Фото: kino-teatr.ru
Этот фильм стал признанной классикой советского кино, хотя поначалу в его успех верили немногие: Почему критики предрекали провал «Покровским воротам».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: