Убежище имени П. М. Рябушинского для вдов и сирот купеческого и мещанского сословия христианского вероисповедания. /Фото:russiainphoto.ru
«Было у отца восемь сыновей. Семеро умных и один – чудак». Так, по-сказочному, можно было бы начать историю про Рябушинских – представителей мощного купеческого клана банкиров и предпринимателей. Эти удивительные братья, унаследовавшие от отца прибыльные фабрики, крупные капиталы и страсть к благотворительности, были настолько незаурядными и многогранными личностями, что просто поражаешься, как они все успевали.
Отец этих талантливых сыновей, богатейший промышленник Павел Рябушинский, был женат дважды. В юном возрасте, зная печальную историю своего брата, которого богатый родитель лишил наследства лишь за то, что тот женился не по отцовской воле, Павел Михайлович покорно взял в жены выбранную для него отцом дочь священника-старообрядца. Дама была старше его и славилась неуживчивым характером, но молодой наследник много лет ее терпел и осмелился подать на развод лишь после смерти отца. Всех детей промышленник оставил при себе, шестерых дочерей определив в пансион.
Павел Рябушинский - отец талантливых сыновей. /Фото:russiainphoto.ru
Второй раз он женился на молодой купеческой дочке, когда ему было 50, и на этот раз – по большой любви. От второго брака родилось еще 16 детей (трое умерли в детстве), из которых пятеро были сыновьями-погодками.
Вторая жена Павла Рябушинского Александра./Фото: ryabushinsky.info
Все мальчики получили шикарное образование. Помимо школы, которую большинство из них окончили с золотыми медалями, дети занимались иностранными языками с приглашенными учителями. После школы их определяли в Академию коммерческих наук или училище Воскресенского.
Понимая, что старость не за горами, отец организовал «Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями» и с нетерпением ждал, когда юноши возмужают и им можно будет передать все дела. Однако далеко не все сыновья готовы были заниматься бизнесом и преумножать капиталы так же фанатично, как их родитель.
Фабрики Рябушинского. /Фото:Moneymakerfactory.ru
Любитель культурной богемы
Один из младших сыновей Павла Михайловича, Николай совсем не интересовался бизнесом и производством. По мнению современников, он был легкомысленным, любил тратить деньги и водился с «полунищими художниками». Последний эпитет касался новомодного в начале прошлого века течения символистов. Увлекшись темой живописи и вообще творчества, он спонсировал талантливых приятелей. Выстроив шикарную виллу, Николай собирал в ней московскую богему, кроме того, он организовывал выставки символистов и активно покупал их картины.
Вилла Рябушинского «Черный лебедь» имела весьма вычурный интерьер. Здесь собиралась творческая богема. / Фото:Pastvu.com
В деловых московских кругах его не воспринимали серьезно и снисходительно звали Николашей. Все кончилось тем, что он добровольно вышел из состава отцовского товарищества мануфактур.
Николай Рябушинский, фото 1890-х годов. /Фото:blogspot.com
Однако именно Николай, а не его братья, был признан одной из важных фигур в российской культуре прошлого века, ведь он основал знаменитый художественный журнал «Золотое Руно». Издание было очень дорогим и помпезным, и несмотря на то, что некоторые деятели искусства считали его несерьезным, а владельца – капризным самодуром, оно привлекало множество художников и писателей. В разное время с ним сотрудничали Бунин, Блок, Лансере, Бальмонт, Сологуб, Чуковский, Бенуа.
Известный ученый
Дмитрий Рябушинский тоже любил искусство и даже как-то приобрел скрипку Паганини, но главным делом в его жизни была наука. У себя в подмосковном имении он создал первый в мире Институт аэродинамики. Он был доктором наук, членом-корреспондентом академии наук Франции, президентом Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом. И это только часть его многочисленных регалий и достижений.
Дмитрий Рябушинский. / Фото:livejournal.com
Вторую половину жизни ученый провел на чужбине: после революции из-за преследований ЧК ему пришлось эмигрировать в Данию. В Европе он продолжал заниматься исследованиями, читал лекции в Сорбонне и за свои научные эксперименты даже удостоился премии Парижской академии наук. Однако до конца дней Рябушинский называл себя именно русским ученым, считая все свои достижения вкладом в российскую науку и культуру.
Талантливый финансист
Владимир Рябушинский закончил на «отлично» Практическую академию коммерческих наук, а также Гейдельбергский университет. В отличие от Николая и Дмитрия, он всецело отдался коммерции, считая очень важным продолжать дело отца. «Родовые фабрики для нас – это все равно что родовые замки для рыцарей средневековья», – говорил он.
Владимир Павлович. /Фото:liveinternet.ru
Владимир Павлович был одним из основателей Банкирского дома братьев Рябушинских, впоследствии преобразованного в Московский банк, и вместе с братом Павлом издавал газету молодой буржуазии «Утро России».
Банк Рябушинских. /Фото:liveinternet.ru
В Первую мировую он добровольцем ушел на фронт, а после революции был одним из организаторов белого движения. Позже он уехал жить во Францию, где организовал общество любителей иконописи и сам написал ряд научных работ по этой теме.
Географ-энтузиаст
В совсем юном возрасте (ему было чуть больше двадцати) Федор Рябушинский стал автором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки. Предварительно он прослушал курс лекций по географии, истории, этнографии и антропологии восточной части России, изучил множество атласов и карт, детально ознакомился с опытом зарубежных путешественников.
Федор Рябушинский умер слишком рано. /Фото:ryabushinsky.ru
Идею поддержало Русское географическое общество. Сам Федор пожертвовал на экспедицию сотни тысяч рублей (деньги по тем временам огромные), привлек известнейших ученых и даже хотел отправиться в путешествие лично. Увы, принять участие в экспедиции ему помешал туберкулез, от которого он вскоре умер. А вот само его грандиозное начинание увенчалось успехом и внесло большой вклад в науку.
Основатели завода ЗИЛ
Степан Рябушинский считался одним из лучших коллекционеров икон, он активно скупал их по всей России и жертвовал старообрядческим храмам.
Степан Павлович с женой и сыном. /Фото:kvartblog.ru
Но это было лишь хобби. Главным же своим делом наследник отцовских капиталов считал семейные предприятия и автозавод Акционерного московского общества, который построил вместе с братом Сергеем. Это одно из старейших автомобильных предприятий страны, после революции получившее название «Завод имени Лихачева» – всем нам хорошо известный ЗИЛ.
Братья Рябушинские обсуждают план строительства автозавода. /Фото:wikipedia.org
В 1919 году советские власти объявили завод государственной собственностью. Коллекция из более сотни икон Рябушинского тоже была национализирована: ее разделили между несколькими музеями.
Сам Степан Павлович после революции уехал в Италию, а его брат Сергей – в Париж.
Скульптура Сергея Рябушинского «Лоси» (1909 г.). /Фото: ryabushinsky.ru
Кстати, Сергей Павлович, как и братья, увлекался творчеством: всю жизнь он был скульптором-любителем и его работы высоко ценил Илья Репин.
Еще один из братьев, Михаил Павлович Рябушинский, помимо коммерческой деятельности, коллекционировал картины великих художников. После эмиграции, в Лондоне, открыл свой коммерческий банк и занимался импортом товаров. / Фото:wikimedia.org
Старший из братьев Рябушинских, Павел, возглавлял товарищество отца, в начале прошлого века активно занимался политикой, издавал газету «Утро России». На фото - справа. /Фото:forbes.ru
Известные купеческие семьи на славу потрудились во благо России, и об этом не стоит забывать.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: