В 1839-м в Киев новым гражданским губернатором приехал 40-летний брюнет Иван Иванович Фундуклей, имя которого ни о чем горожанам не говорило. По слухам, он был холостяком, миллионером и чудаком. Но уже в первые же дни в новой должности губернатор вызвал к себе неподдельный интерес и глубокое уважение. «Не нужны ему ваши гроши, когда у него денег куры не клюют и девать некуда», - в сердцах говорил Николай I. Но царь немного ошибался: богач Фундуклей не только нашел банкнотам важное применение, но и заставил чиновников всех уровней отрабатывать доходы по совести.
Богач Фундуклей-старший, растивший сына в черном теле
Фундуклей преображал улицы Киева за свой счет. /Фото: odnarodyna.org
Фундуклей-старший, выходец из греческой колонии в старинном украинском Нежине, служил в Елисаветграде приказчиком, где открыл табачную лавочку с магазином. Позже стал владельцем винного откупа в Одессе, со временем став богатейшим человеком в Новороссийском крае. Несмотря на материальные успехи, мужчина не только не забывал своего происхождения, но и гордился им. В его рабочем кабинете висел крестьянский наряд. И каждому, переступавшему порог комнаты впервые, он говорил, что человек должен помнить свои корни.
Имея собственные взгляды на воспитание детей, Фундуклей-старший растил сына на полуголодном пайке, в 7 лет отправив на работу. Иван Фундуклей получил отцовское благословение занять престижную должность только к 30-летию. Отслужив при князе Воронцове чиновником по особым поручениям, он занял кресло Волынского вице-губернатора. Вскоре отец умер, и Иван Иванович стал наследником несметных богатств, к которым за короткое время прибавил чигиринский стекольный, сахарный заводы и гурзуфское имение, дававшее виноградное вино в больших объемах.
Планы Бибикова на деньги Фундуклея
Иван Иванович с готовностью принял предложение Бибикова. /Фото: focus.ua
И в 1839-м Фундуклей вступил в должность киевского гражданского губернатора, вскоре превзойдя даже самые смелые ожидания генерала. Первое, что Фундуклей сделал в Киеве буквально по приезду – капитально отремонтировал полагавшийся ему в качестве служебной жилплощади губернаторский особняк, выписав для обустройства парижскую мебель. Киевляне, привыкшие к губернаторской роскоши за казенный счет, поразились тому, что сделано это все было на личные средства Ивана Ивановича.
Таких примеров в Киеве еще не видывали. Новый руководитель сразу озвучил новые порядки. Ежедневные утренние доклады своих помощников Фундуклей принимал не в кабинетах правления, как это всегда было до него, а в своем доме. При этом каждому гостю предлагался завтрак — чай, кофе, пироги, печенье, мармелад. Всё это, опять-таки, оплачивалось из собственного кармана.
Черная зарплата как средство борьбы с коррупцией
Фундуклеевская гимназия в Киеве. /Фото: odnarodyna.org
Но основные силы губернатора были брошены на борьбу с коррупцией. Увиденные в Киеве беспорядки и беззаконие переплюнули среднестатистические по всей Российской империи. Ни один сколько-нибудь важный вопрос киевляне не решали без взяток. Коррупция процветала повсюду – в канцелярии, полиции, судах. Система работала традиционно: получивший взятку чиновник отдавал часть своему начальнику, а тот - вышестоящему. Вершиной коррупционной пирамиды считался гражданский губернатор, дающий отмашку членам своей команды принимать решения в интересах взяткодателя. Фундуклей вывел из строя этот механизм, отказавшись от любых подношений как посетителей, так и подчиненных.
Поначалу окружающие подумали было, что у губернатора-миллионера просто аппетиты завышенные и стали увеличивать объемы взяток. Но это тоже не сработало. Тогда привыкшие решать за деньги любые вопросы взяткодатели попытались навести мосты с губернаторской канцелярией. Но и здесь последовал провал. Предусмотрительный Фундуклей, исключая подкупы своих первых помощников, стал доплачивать им к официальной зарплате кратно большие суммы. Конвертные расходы на «премии», традиционно финансируемые личными средствами, превышали 10 тысяч рублей в год, что было баснословной суммой. Борец с коррупцией Фундуклей считал проблемой не зарплаты в конвертах, а расцвет коррупции. И по сути нарушая закон в этом контексте, он добился его неукоснительного соблюдения в другом, искоренив взяточничество.
Благоустройство городских улиц и личные вложения в Киев
Фонтан Фундуклеевский на Театральной площади. /Фото: img-fotki.yandex.ru
В кресле гражданского губернатора Иван Иванович всячески поддерживал научную работу, образование, упорядочил таможенную службу, поощрял денежных местных жителей в финансировании благоустройства Киева. Причем в каждом благом деле подавал личный пример первым. На деньги Фундуклея вымощен Андреевский спуск, построен первый в центральной части города гранитный фонтан. Причем задумка касалась не просто украшения города, а решала проблему недостатка воды на Крещатике и по всему Старокиевскому району.
Прозвали фонтан в честь покровителя Фундуклеевским, или просто "Иваном". После разрушительного киевского наводнения в 1845-м губернатор помогал пострадавшим, содержа многодетные семьи и организовав на Подоле приют. При его полной поддержке появился общественный фонд поддержки больных. В 1859-м Иван Фундуклей подарил Киеву два здания, за которые отдал 60 тыс. серебром. Помещения предназначались под обустройство первой в Киеве женской гимназии, позже получившей название Фундуклеевская. Эти площади он выкупил у чиновника, попавшего на каторгу за растраты. Императорский указ от 6 августа 1859-го утвердил создание женского учебного заведения по типу Мариинского училища в Петербурге, а одним из двух попечителей новообразованного учреждения стал Иван Фундуклей. Помимо уже выделенных средства, Иван Иванович ежегодно вносил в бюджет гимназии свыше тысячи рублей серебром на содержание, 2200 – на текущие ремонты и профинансировал создание просторной библиотеки.
Стоит сказать, что опыт этот был продолжен уже в Стране Советов. Сегодня стало историей, как в СССР боролись со взяточниками , вот только меры эти действенного значения не имели.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Информация любопытная, только ничего не понятно о "планах Бибикова" и какое он имел отношение к назначению Ивана Фундуклеяя губернатором, назначал то император.