Театр   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



8 лет назад, 9 августа 2012 г., ушел из жизни знаменитый режиссер, легендарный педагог, воспитавший не одно поколение актеров, народный артист России Петр Фоменко. Еще во время учебы его называли «одаренным изгоем», а впоследствии он только закрепил за собой этот статус, прослыв «мастером театрального хулиганства». За это «хулиганство» его и отчисляли, и пытались призвать к ответственности, и даже провозглашали «осквернителем праха русской классики».


Петр Фоменко (слева) в молодости | Фото: kino-teatr.ru

Петр Фоменко (слева) в молодости | Фото: kino-teatr.ru

Петр Фоменко родился и вырос в Москве. В детстве его основными увлечениями были футбол и музыка. Он обучался игре на скрипке и окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и училище М. Ипполитова-Иванова. Позже он признавался, что в театр пришел именно благодаря музыке. Так же причудливо, как с самого детства в нем сочетались любовь к музыке и игре в футбол, в его характере соединялись интеллигентность и «хулиганистость». И это сыграло с ним злую шутку во время учебы.

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: chtoby-pomnili.net

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: chtoby-pomnili.net

После школы Петр Фоменко поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, где сразу же заслужил славу одаренного изгоя. Его прогрессивные взгляды на театральное искусство часто становились предметом ожесточенных споров с педагогами. С третьего курса его отчислили с формулировкой «за хулиганство». Позже он рассказывал: «В 1920-е годы женщины очень любили скрипачей. Понятное дело: все оголтело строили коммунизм, а скрипачи – они же на скрипках играли. Я тоже учился на скрипке, но был троечником. Вообще-то не люблю отличников: до пятого класса это хорошо, но потом надо резко менять ценности. И во МХАТе мы с корешем моим были изгоями на курсе – пили, дебоширили. Но он хоть и пил, был красив и обеспечен, он был надежный изгой; я же – абсолютно безнадежный. «Малахольный» – тетя Варя говорила. Малахольный… хорошее слово. А к старости стал меланхольный».

Режиссер Петр Фоменко и актеры Ирина Зарубина и Геннадий Воропаев | Фото: chtoby-pomnili.net

Режиссер Петр Фоменко и актеры Ирина Зарубина и Геннадий Воропаев | Фото: chtoby-pomnili.net

Хулиганил он изобретательно. Вместе с другом они часто ходили к ресторану «Арагви», выбирали «жертв» и разыгрывали перед ними душещипательную сцену. Увидев выходящую из ресторана пару – импозантного мужчину и его эффектную спутницу, Фоменко, стоявший в стороне у дерева, начинал рыдать, а его друг обращался к мужчине: мол, нам нужна помощь, у нас отобрали все документы, а за возвращение милиция требует большую сумму – 100 рублей! Чтобы не ударить в грязь лицом перед своей дамой, галантный кавалер, как правило, покорно раскошеливался. А довольные своим розыгрышем друзья, подождав, пока пара удалится из виду, тут же отправлялись пить коктейли в том же ресторане. В другой раз они увидели лестницу у памятника Юрию Долгорукому, взобрались по ней и привязали воздушные шарики к лошади сзади. А лестницу спрятали рядом в парке. Там же сами «сидели в засаде» и наблюдали, как милиционеры пытались сорвать шарики с лошади и, не достав до них, выстрелили по ним из табельного оружия. Увидев, как шарики повисли тряпочками, «злодеи» не могли удержаться от смеха.

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: chtoby-pomnili.net

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: chtoby-pomnili.net

Это хулиганство было для Фоменко своеобразным способом протеста и в профессии – протеста против советского официоза и устоявшихся рамок в творчестве. Окончив филологический факультет МГПИ и режиссерский факультет ГИТИСа, в конце 1950-х гг. Петр Фоменко начал ставить спектакли. И с первых же его работ театральная критика за эстетическую неблагонадежность нарекла режиссера «осквернителем праха русской классики». Сам он об этом говорил так: «Я и сам был молью, разъедающей классику. Наверное, с точки зрения чиновников так и было. Тогда, в былые годы, на всех нас был надет идеологический намордник, в котором мы вынуждены были жить. Роль этого намордника играло чиновничество от культуры. Сейчас этого чиновничества фактически нет. Сейчас его роль выполняют деньги. Деньги, воплощённые в людях… Олигархи ли это, или финансисты, хозяева жизни».

Петр Фоменко в фильме *Джентльмены из Конгресса*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Петр Фоменко в фильме *Джентльмены из Конгресса*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Петр Фоменко в фильме *Джентльмены из Конгресса*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Петр Фоменко в фильме *Джентльмены из Конгресса*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

В 1981 г. Петр Фоменко начал преподавать в ГИТИСе, параллельно продолжая ставить спектакли в разных театрах Москвы. Театральной педагогике он отдал более 20 лет своей жизни, воспитав не одно поколение талантливых режиссеров и актеров, среди которых были Сергей Женовач, Владимир Епифанцев, Сергей Пускепалис, сестры Ксения и Полина Кутеповы, Полина Агуреева и др.

Кадр из фильма *Поездки на старом автомобиле*, 1985 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Поездки на старом автомобиле*, 1985 | Фото: kino-teatr.ru

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: mirtv.ru

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: mirtv.ru

В 1993 г. актерско-режиссерский курс Петра Фоменко получил статус театра под названием «Мастерская Петра Фоменко». И коллеги, и ученики режиссера называли его провокатором на сцене, обладавшим парадоксальным мышлением. Его ученик, режиссер Сергей Женовач, о нем говорил: «Он для всех нас был не просто учителем – очень близким, родным, сокровенным человеком. Он фантазировал, сочинял нас, и эта его вера в нас заставляла становиться выше, мощнее, интереснее. Я для себя придумал, что есть такая планета, где живут одни «фоменки». Они как-то особенно ходят, разговаривают, на стул просто не садятся, сначала обойдут вокруг… В основе всей его системы, как кто-то точно и замечательно сформулировал, лежит взаимное восхищение. Такое общество взаимного восхищения с потрясающим мастером во главе. Мы все поражались его интонациям, парадоксальности, молодости его мышления».

Легендарный режиссер и педагог Петр Фоменко | Фото: mir24.tv

Легендарный режиссер и педагог Петр Фоменко | Фото: mir24.tv

Петр Фоменко и его ученица Полина Кутепова | Фото: aif.ru

Петр Фоменко и его ученица Полина Кутепова | Фото: aif.ru

Петр Фоменко никогда не жаловался на здоровье, и никто из его окружения не догадывался о том, что в последние годы он много болел. Но при этом продолжал работать – это было для него лучшим лекарством. Несмотря на почтенный возраст, он оставался энергичным и полным творческих планов. Поэтому его уход для многих оказался неожиданностью. Через месяц после своего 80-летнего юбилея, 9 августа 2012 г. Петр Фоменко ушел из жизни.

Основатель *Мастерской Петра Фоменко* | Фото: chtoby-pomnili.net

Основатель *Мастерской Петра Фоменко* | Фото: chtoby-pomnili.net

Легендарный режиссер и педагог Петр Фоменко | Фото: chtoby-pomnili.net

Легендарный режиссер и педагог Петр Фоменко | Фото: chtoby-pomnili.net

Александр Калягин после того, как Фоменко не стало, говорил: «После ухода великих Эфроса и Товстоногова, которые подняли театр на недостижимые высоты, у нас оставался один Фоменко. Я никого не хочу обижать, есть люди в театре, которых я люблю, но для нового поколения, пришедшего в театр, Фоменко – это неподъемная, непостижимая высота. Мы дружили 45 лет, и я в ужасе от того, что будет с театром. Уход Фоменко очень больно ранит, и я понимаю, что его место останется пустым…».

Основатель *Мастерской Петра Фоменко* | Фото: chtoby-pomnili.net

Основатель *Мастерской Петра Фоменко* | Фото: chtoby-pomnili.net

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: uznayvse.ru

Народный артист России Петр Фоменко | Фото: uznayvse.ru

Ученики Петра Фоменко достигли немалых высот в театре и в кино: Как сложились жизни актрис сестер Кутеповых.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








9376
9.08.2020 09:15
В закладки
Версия для печати




Смотрите также