+1 0
0
-1 0

Почему выглядеть затрапезно – это круто: Что производил первый мануфактурщик России купец Затрапезный



О плохой одежде или обстановке говорят, что она «затрапезная» - ее стесняются, не уважают и сторонятся, а в XVIII веке такой одеждой гордились, потому что была произведена на местной фабрике ЯМБ, на которую обязательно заезжали императорские особы. Ткацкую мануфактуру в Ярославле, которой не было равных на Руси, создал купец Затрапезный и достиг больших результатов: продавал по всей Руси и возил за границу, а европейские дельцы маркировали ее своими штампами и продавали как иностранный товар. На фабрике ткали полотно, которое пользовалось популярностью у рабочего класса и его назвали «затрапезным», оно было очень прочным, поэтому его и любили.


Полотняная мануфактура Затрапезных в Ярославле


Полотняная мануфактура Затрапезных в Ярославле.

Полотняная мануфактура Затрапезных в Ярославле.

Для развития торговли требовались как купцы, так и производство. Чего не хватало на Руси, так это полотна, поэтому практически все ткани приходилось завозить. Это положение изменил купец Затрапезный, начав свою деятельность в XVII веке. Он относился к гостевой сотне, что уже означало высокое положение, а его предпринимательская хватка не осталась не замеченной государем Петром I, которому приглянулся подрастающий в семье Иван, и не прогадал. Именно он принесет много пользы России и прославит ее даже заграницей тем, чего, казалось, не может быть в государстве – полотняным производством.

На Руси ткань изготовляли в малом количестве, и то в основном крестьяне, которые делали грубую льняную ткань. Дорогие ткани приходилось завозить из-за границы. Никто не верил, что в Российской империи можно создать мощную ткацкую мануфактуру, поэтому Петр I так заинтересовался Иваном Затрапезным. Мальчик был бойкий и смышленый, поэтому император решил обратить его достоинства на пользу государства – взял на службу и отправил учиться ткацкому мастерству за границу. Семь лет он постигал науки и нюансы, а по возвращении смог начать деятельность, хотя сначала под эгидой фирмы своего отца «Затрапезный и его сыновья».

Петр I мечтал доказать иностранцам, что на Руси может быть ткацкая промышленность, поэтому дал большие привилегии основателям полотняных мануфактур. Государственное дело было поручено Ивану Тамесу, который по приказу императора мог привлечь на свое усмотрение всех желающих купцов. В компанию вошло на добровольных началах 11 компаньонов, вложив 46 тысяч рублей. Иван Затрапезный был приглашен Тамесом и для вступления внес скромный, в сравнении с другими, вклад – 250 рублей. Но кто бы мог подумать, что именно он поднимет развитие ткачества на самый верхний уровень. В 1720 году началось зарождение фабрики Затрапезного.

Затрапезный во главе ткацкой мануфактуры на Руси


Иван Затрапезный, возглавивший полотняную мануфактуру в Ярославле.

Иван Затрапезный, возглавивший полотняную мануфактуру в Ярославле.

Иван Затрапезный быстро стал главным управителем ткацкой мануфактуры. Сначала вышли из состава компаньоны, а потом умер Тамес, и молодой мануфактурщик развил активную деятельность. К тому же ему очень помогали привилегии, которые давались от государства: освобождение от налогов и разных сборов, пока «оные при той полотняной фабрике» не начнут производить ткань в большом количестве. Под фабрику выделили огромное место, отдав пустующий ткацкий двор, на котором пленные шведы ткали полотно. Займы из казны можно было отдавать годами, растягивая выплату на 4-5 лет, а по необходимости продлевали срок. Место для мануфактуры было небольшим, поэтому от государя поступило распоряжение выделить в собственность еще земли возле монастыря на берегу Коломенки, а также передать еще ткацкие верстаки. На мануфактуру было направлено 5 тысяч рабочих, которые к ней были приписаны. За побег наказывали, а укрывателю полагался штраф в 100 рублей.

Затрапезный сделал большой вклад в развитие – чтобы иметь больше грамотных мастеров, он посылал людей за границу на обучение, таким образом расширяя штат специалистами. Поэтому, когда появился указ, что рабочие прикреплены к фабрике, это облегчило ситуацию купцу – он мог не переживать, что мастера перебегут к другому мануфактурщику. Со временем отпала необходимость говорить, что рабочие «не грамотный и дикий народ, далекий от мануфактурного дела».

Производство «затрапезной» ткани


Одежда из пестрядной ткани.

Одежда из пестрядной ткани.

Деятельность Затрапезного помогла создать мощную полотняную мануфактуру, которой можно было гордиться, и он стал одним из самых известных фабрикантов. Ткань, производимую на фабрике, рассылали во все уголки России, и она нашла выход за границу. На ряду с дорогими тканями: шелками и атласом, кружевами и салфетками, выпускалась простая пестрядина – полотняная, льняная ткань. Она была прочной, чаще с синими полосками или в синюю крапинку по нитке, которая подходила для пошива одежды крестьянам и рабочим. Эта ткань быстро стала популярной среди рабочего класса, и ее стали называть «затрапезной», в честь мануфактурщика. Она отличалась простотой и дешевизной, но хорошей прочностью. Так появился первый ширпотреб от первого мануфактурщика на Руси, Затрапезного.
Льняная ткань, пестрядь, полотно.

Льняная ткань, пестрядь, полотно.

Дорогие ткани Затрапезного ничем не уступали заграничным и даже превзошли голландские. После Ивана Затрапезного мануфактурой стали заведовать его дети – сын Алексей и зятья, однако хорошего наследника большого производства так и не получилось. Полотняное дело долгое время крутилось как маховое колесо: продолжался выпуск тканей, только уже под маркой ЯМБ. Ткани настолько ценились, что заграничные купцы выкупали их, меняли ярлыки, а потом продавали как свои тем же русским аристократам, которые падки на все заграничное.

Тяжелый труд на мануфактурах


Старинный ткацкий станок в избе.

Старинный ткацкий станок в избе.

Производство тканей на Руси на первых мануфактурах состояло из обычных ткацких станков, которые были практически в каждой сельской избе, только более мощные по размеру. На одном ткацком станке работало сразу четыре человека: один был главным, следивший за рисунком, а три – выполняли его указания. Главный отвечал за качество узора: он должен был правильно отследить поднятые нити, между которыми пропускался челнок с нитью. Его работа заключалась в том, что он называл по номерам нити, которые двое людей, стоявшие по краям верстака, поднимали, а третий пропускал челнок в образовавшийся зев. В этом деле очень важно было поднять правильные нити, иначе образовывалась своеобразная помарка и рисунок «съезжал», получался брак. За такое главный по станку получал наказание: его могли выпороть или отправить в ссылку. За день команда могла наткать только пол-аршина ткани, поэтому трудно было добиться большого выпуска материи, и из-за этого она была дорогой.

Однако производство росло. При Иване Затрапезном были достроены еще помещения и установлены дополнительные ткацкие станки. Однако после его смерти наследники не смогли удержать мануфактуру. Сын Алексей продал ее за 60 тысяч рублей купцу Сабанину (Савве Яковлевичу Яковлеву), хотя она стоила намного больше, потому что даже оставшаяся часть оценивалась в 80 тысяч, при том, что все полотняное производство оценивалось в 780 тысяч рублей. Купца обвинили в том, что он воспользовался слабостями Алексея, который вел распутную жизнь. Последнюю роль в жизни мануфактуры Затрапезных сыграл пожар, который уничтожил большую часть помещений. Остальное было продано, и на его основе появилась фабрика «Красный перекоп».
Фабрика ЯМБ.

Фабрика ЯМБ.

Затрапезные, однако, еще долго были в почете и даже выделялись в высшем свете и царскими особами. Павла I, сопровождал в Париж один из потомков Дмитрия Затрапезного, который отошел от дел полотняного производства и имел малую мануфактуру. Но и это показатель того, что Затрапезные были на высоком счету у императоров, а всякий, кто проезжал через Ярославль, считал своим долгом посетить мануфактуру Затрапезного, и не зря, потому что Иван постарался на славу – он не только расширял производство, возводя рабочие здания, но также жертвовал на строительство церкви, вокруг фабрики создал парковую зону, ежегодно рабочие расчищали пруд. Любоваться было чем, но сейчас «Красный Перекоп» только напоминает разрушенными и опустевшими помещениями о былой мощи.

Еще один известный мануфактурщик на Руси был Савва Морозов. Его история о том, как можно из простого крепостного стать известным бизнесменом и прославить фамилию Морозовых.
0
1263 просмотров
В закладки
Версия для печати
Шекспир, деньги, дом, ремонт