Падение Российской империи не перестает быть топовой темой в дискуссиях историков. Бесконечны споры о предпосылках и неизбежностях, западном заговоре и предательстве, естественном прогрессе и революционной логике. Часть аналитиков винят во всем набожную отсталость страны и протухшую «крестьянскую» экономику. Другие же приводят факты державного величия, высочайших темпов производства и грандиозных перспектив. Есть масса доказательств того, что показатели по золото- и угледобыче, темпы выплавки стали и нефтепромышленности имперской эпохи больше не были достигнуты ни СССР, ни Россией.
Российская империя глазами американского экономиста
Работа Пола Грегори об экономике Российской империи. /Фото: bookree.org
Одним из первых показателей уровня развития страны принято считать динамику экономического роста. Последующие выводы приводятся с позиций акцента на макроэкономические показатели. По объемам и, что важно, темпам добычи топлива, сырья, производства зерна, металлов и товаров потребления, а также учитывая протяженность выстроенных в считанные годы железных дорог Российская империя выглядела вполне достойно на мировой арене. Не беря во внимание уровень жизни низших слоев населения, историки имеют все основания позиционировать позднюю царскую Россию государством среднеразвитого капитализма.
Причем, такого мнения придерживались не только отечественные эксперты.
Большую часть своих работ посвятил анализу имперской экономики американский исследователь, профессор университета в Хьюстоне Пол Грегори. Делая выводы из его трактатов, стоит отметить, что рост производства в империи периода индустриализации (конец 19 века) шел на уровне западноевропейского. Нарастали и объемы сельскохозяйственного производства даже из расчета на душу приумножавшегося населения. Несмотря на ряд аграрных проблем, Россия прогрессировала высокими темпами на фоне европейских стран. Грегори утверждает, что явных признаков аграрного кризиса в Российской империи не было. Напротив, повышались реальные доходы крестьян, жизненный уровень деревни, а экспорт сельхозпродукции и вовсе переживал бум. До советского периода темпы сельскохозяйственного производства 1913-го достигнуты не были.
Население и доходы
Доходы на конец 19 века. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Второй важный момент, на котором настаивает большинство историков и экономистов, - рост численности населения. По библиографу Н. Рубакину, с 1800-й по 1908-й число российских граждан выросло в 4 раза - с 39 млн человек до 153,5. В Англии эта цифра умножилась за указанный период менее чем в 3 раза (15,5 млн - 44,5 млн), а во Франции и вовсе лишь в 1,5 раза (27 млн- 39, 4 млн). В этом плане Российская империя отставала лишь от Соединенных Штатов.
При характеристике внутреннего уровня жизни принято брать за основной показатель доход на душу населения. По подсчетам Рубакина, в 1894 году в самой развитой части империи - Европейской России, средний годовой доход обывателя не превышал 63 рубля (другие исследователи называют цифры до 74 рублей). В США того же периода в перерасчете на русскую валюту этот показатель достигал 340 рублей, в Англии — 273, в Австрии — 127, в Балканских государствах — 101 руб. Теперь обратимся к динамике роста данного показателя, соотнеся картину со сведениями зарубежных экспертов по 1913 году. За два десятка лет доход на душу населения вырос без малого вдвое. Таким образом, по темпам динамики царская Россия обгоняла европейцев, где соответствующий прирост составил: Англия – в 1,7 раз, Германия и Франция – 1,6, США – 1,8.
Проведенный анализ позволяет заключить, что Российская империя на рубеже 19-20 веков не только не деградировала, но и активно развивалась.
Железнодорожный прорыв
Железнодорожный бум вывел имперскую промышленность на лидирующие позиции.
Отдельного внимания заслуживают темпы строительства в империи железных дорог, подкрепившие курс на стремительную индустриализацию. Главным железнодорожным грузом стал каменный уголь. Строительство железных дорог в России шло особым путем.
Процесс запускался медленно на фоне Европы, но вскоре вышел на более высокий уровень. Петербург уступал европейской промышленности, пока та пользовалась транспортным преимуществом. Из-за логистических ограничений в Росси складывались менее благоприятные условия развития производства, даже не взирая на высочайший потенциал ресурсов. Когда протяженность российских железных дорог опередила все европейские, империя сполна задействовала новые возможности для промышленного рывка. В 1916-м в эксплуатацию было введено свыше 5 тыс. км железных дорог. Такой рекорд больше не был побит. Густая транспортная развязка на фоне превосходящей ресурсной базы открыла для Российской империи перспективу мирового лидера. Нужно заметить, что за одну десятилетку (1895-1906) также вдвое вырос речной флот, став самым крупным в мире.
Империя vs СССР
Основные сравнительные показатели.
Часто можно встретить работы, приводящие сравнительный анализ промышленности Российской Империи и Советского Союза. Эксперты отмечают, что в целом такой подход затрудняет разница в техническом прогрессе и возникновении новых типов производства. При этом нужно учитывать, что база для того же авиационного строительства и первые автомобильные заводы заложены силами Российской империи.
Что касается численности населения, то этот показатель нарастал примерно одинаково, что при Николае II, что при Сталине. Промышленное развитие Российской Империи развивалось более быстрыми темпами, чем на Западе. Советский же промышленный рост обеспечивала принудительная индустриализация в гигантских масштабах. Стоит брать во внимание и использование труда 2 миллионов заключенных, массовый перевод в рабочие крестьян. Советская власть использовала целый ряд промышленных планов 1910-х. Зарубежные специалисты задействовались в обе сравниваемые эпохи. Едва ли не единственная явная разница, по утверждению ряда историков, - большое число человеческих жертв в процессе индустриализации и коллективизации, что порой оправдывается отсутствием должной практики среди управленческих кадров СССР.
Великие правители оставляли великий след в мировой истории. Очень интересно, что многие из них не были родом из той страны, которой так прекрасно управляли. Прочтите нашу статью самые великие гастарбайтеры в мировой истории: диктаторы, которые родились в одной стране, а правили другой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: