Почему Ванесса Мэй 26 лет не общается с матерью, и Как сегодня живёт и выглядит блистательная скрипачка

Она стала самой молодой исполнительницей, записавшей концерты Бетховена и Чайковского, в тринадцать лет попав в Книгу рекордов Гиннеса. Ее альбом The Violin Player разошелся миллионными тиражами, смешав классику с техно. Но за ярким светом софитов скрывалась непростая и даже драматичная история девочки, у которой отняли всё ради того, чтобы она стала звездой. Став совершеннолетней, она смогла разорвать все оковы, мешавшие ей быть собой, и, наконец, стала счастливой. А в 35 лет она сошла с музыкального Олимпа на олимпийский трамплин, чтобы исполнить другую, незнакомую публике мечту.
Вундеркинд по принуждению

Юная Ванесса Мэй.
Она родилась в Сингапуре 27 октября 1978 года в семье тайского бизнесмена и китайской пианистки. Уже в три года малышка брала первые уроки игры на фортепиано, а когда девочке исполнилось четыре года, ее родители расстались, и мать, Памела Тан, забрав дочь, круто изменила их жизнь, переехав в Лондон. Именно там, в сердце Туманного Альбиона, и началась настоящая история Ванессы Мэй. Памела увидела в дочери идеальный материал для создания новой звезды.
Пока другие дети гоняли мяч во дворе, пальцы Ванессы бегали по грифу скрипки и клавишам рояля, подчиняясь железной воле матери. Памела отводила для дочери не менее четырех часов ежедневных занятий и была очень строгим преподавателем. Она всегда была уверена, что лишь абсолютная дисциплина и отказ от всего «лишнего» могут вылепить из ребенка феномен. Этот подход принес впечатляющие, почти пугающие своими масштабами плоды. В 8 лет Ванесса уже брала уроки у профессора Линь Яо Цзи в пекинской консерватории, в 10 — дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром, а в 11 её, самую юную за всю историю заведения, приняли в Королевский музыкальный колледж. Казалось, мир лежал у ее ног, но цена этого восхождения была высока.
К тринадцати годам Ванесса Мэй установила мировой рекорд, став самой молодой исполнительницей, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена. Ее имя было вписано в Книгу рекордов Гиннеса, а критики пророчили ей будущее надежды классической музыки.
Звезда по имени Ванесса

Ванесса Мэй в детстве.
К пятнадцати годам Ванесса Мэй достигла вершин, о которых большинство музыкантов могли лишь мечтать, прочно закрепленных многочисленными рекордами и восторженными отзывами критиков. Но именно в этот момент в ней проснулся бунтарь. Юная скрипачка, до этого момента послушно выполнявшая волю матери и наставников, начала свой уникальный способ выразить ту энергию, что кипела внутри.
Результатом этих экспериментов стал альбом The Violin Player, представлявший собой смелую и эклектичную смесь, где виртуозные аранжировки классических произведений сталкивались с синтетическими звуками и навязчивыми техно-битами. Сама Ванесса назвала этот стиль техно-акустическим фьюжном, но для публики он стал настоящей музыкальной революцией.
Альбом мгновенно взлетел в поп-чартах множества стран, а общие мировые продажи превысили отметку в 1 200 000 копий. Образ девочки-подростка, выходящей из моря в прозрачном платье с электрической скрипкой Zeta в руках, стал символом эпохи. Поклонники были в восторге от свежего звучания, в то время как многие ценители классики восприняли это как кощунство.

Ванесса Мэй.
Ее концертный тур Red Hot Tour проходил при аншлагах и больше напоминал яркое поп- или рок-шоу. Шестнадцатилетняя Ванесса энергично двигалась по сцене в коротких блестящих платьях под сложные световые инсталляции и видеопроекции. Во время быстрых композиций она прыгала и танцевала, а в лирических моментах умела полностью сосредоточиться, заставляя зал замирать под чистые, пронзительные звуки ее инструмента. Она стала первой скрипачкой-поп-звездой.
При этом Ванесса Мэй не отказалась от классики полностью. Она выпустила два академических альбома, где её игре аккомпанировали известные лондонские оркестры, а на фортепиано играла ее мать. Но через электронную скрипку и техно-ритмы она заявляла о своей независимости, доказывая, что талант не может быть ограничен одним жанром.
Холодная война с матерью

Ванесса Мэй с матерью.
Памела Николсон, мать Ванессы Мэй, была полновластной хозяйкой жизни дочери. Она контролировала каждый шаг дочери, а её перфекционизм, движимый амбициями, часто переходил в жестокость. Годы спустя Ванесса вспоминала, как мать била её за неидеальное исполнение, внушая, что право на любовь и признание нужно ежедневно завоёвывать безупречной игрой. Контроль был тотальным. Мать управляла не только репетициями и графиком выступлений, но и банковскими счетами, выбором одежды и макияжем дочери.
Даже нарезать хлеб девочке не разрешали, опасаясь за сохранность её драгоценных пальцев. В 12 лет Ванесса практически перестала посещать обычную школу, её мир сузился до концертных залов, студий и гостиничных номеров. Она была звездой, которой восхищались тысячи, и одиноким ребенком, не знавшим простых радостей. Мать целенаправленно оборвала её связи с друзьями, видя в детской дружбе лишь бессмысленную потерю времени. Телохранитель, нанятый для её безопасности, стал скорее тюремщиком, символом постоянного контроля.
Но за день до своего 21-го дня рождения, в 1999 году, Ванесса Мэй приняла решение, которое назревало годами — она уволила мать с поста своего менеджера. Это была отчаянная попытка вырваться из-под опеки и построить, наконец, нормальные человеческие отношения, свободные от диктата и условий. Она надеялась, что, лишившись профессиональных полномочий, Памела сумеет стать просто матерью.

Ванесса Мэй с матерью.
Однако этой надежде не суждено было сбыться. Памела обиделась и не захотела даже говорить с дочерью. Их общение прекратилось, и они стали старательно избегать друг друга даже на семейных мероприятиях. Последней каплей, подтвердившей бесповоротность разрыва, стало короткое электронное письмо, которое Памела отправила в ответ на приглашение съемочной группы BBC поучаствовать в документальном фильме о дочери. В нем говорилось, что часть её жизни, связанная с дочерью, окончательно и бесповоротно завершена.
Параллельно с этой драмой окончательно разрушились её отношения и с биологическим отцом, Ворапонгом Ванакорном. Он появился в её жизни, когда ей было четырнадцать лет, и она уже была знаменитой, но его намерения оказались далеки от родительских — он пришел лишь для того, чтобы попросить у дочери денег. Единственным близким человеком из родственников остаётся для скрипачки только её бабушка.
Счастье без штампа в паспорте

Ванесса Мэй и Лионель Каталан.
Ванессе Мэй было 20 лет, когда в небольшом курортном городке во Франции она познакомилась с экспертом по винам Лионелем Каталаном. Он был старше на 10 лет, хорош собой и очень галантен. В очаровательной лыжнице, спускавшейся с крутого склона, он даже не узнал звезду мирового уровня, чем сразу же расположил её к себе. Скрипачка уже устала от того, что в ней все вокруг видят только бренд, а не живого человека со своими радостями, печалями и увлечениями.
Конечно, Лионель вскоре понял, что судьба подарила ему шанс познакомиться с очень известной девушкой, но для него её статус не имел никакого значения. Он родился и вырос в том самом городке, где влюблённые познакомились, и в котором его отец был мэром. Винодел был совершенно очарован изящной лыжницей, и вскоре они уже не расставались. Вот уже 27 лет Ванесса и Лионель вместе, правда, официально они свои отношения так и не зарегистрировали. И это был выбор самой скрипачки.
Она уверена в том, что никакой штамп в паспорте не заставит хранить верность, если в паре нет искренних настоящих чувств. Лучшим примером этого для неё были два развода её собственной матери. Тем не менее, кольцо, очень похожее на обручальное, на её пальце всё же появилось, но для Ванессы Мэй символизм не имеет никакого значения. Важна только любовь, и она об этом не раз говорила в своих интервью. Она просто счастлива с человеком, которого считает своим мужем, как и он считает Ванессу своей женой.

Ванесса Мэй и Лионель Каталан.
Естественно, она не раз задумывалась о материнстве, но слишком горький опыт взаимоотношений с родителями взрастил в ней страх стать такой, как они. Она отчаянно боится сделать несчастным маленького человека, который от неё будет зависеть, поэтому так и не решилась родить сама или усыновить малыша, хотя такие мысли у неё возникали.
Её ближайшим семейным кругом, помимо Лионеля, стали две собаки восточных пород — шарпей Гаспар и чихуахуа Максимус. Эти питомцы были её верными спутниками в гастрольных поездках и героями её социальных сетей, становясь для поклонников немыми свидетелями её частной жизни. В выборе сценических и светских нарядов, как, например, на Неделе моды в Милане, где она демонстрировала свадебные платья Жан-Поля Готье, она оставалась верна себе, предпочитая эксклюзивные и смелые образы.
Таким образом, её личная жизнь стала для Ванессы Мэй своего рода антитезой её профессиональному прошлому. Если в карьере ей пришлось с боем отстаивать свою свободу, то в отношениях она изначально выстроила их на фундаменте добровольного выбора, взаимного уважения и осознанного нежелания следовать традиционным схемам, которые в её глазах уже однажды доказали свою несостоятельность.
Символ свободы

Ванесса Мэй.
Параллельно с развитием музыкальной карьеры пробивалась другая, не менее страстная увлеченность Ванессы Мэй. Еще в детстве, во время редких семейных поездок в Альпы, она впервые встала на горные лыжи. Это увлечение было для неё глотком свободы, единственным разрешённым развлечением, которое позволяло ощутить скорость и самостоятельность.
Однако по мере роста её музыкальной славы даже это хобби оказалось под запретом. Мать категорически возражала против опасного спорта, видя в нём угрозу для рук скрипачки и, следовательно, для всей её карьеры. Мечта о лыжных склонах была вынуждена уйти в глубокое подполье, чтобы годы спустя возродиться с новой силой.
После разрыва с матерью и творческой паузы в музыке давняя страсть нашла выход. Обладая гражданством Таиланда благодаря биологическому отцу, Ванесса поставила перед собой, казалось бы, невероятную цель — квалифицироваться на зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи в составе сборной тропической страны. Она начала серьезные тренировки, работала с профессиональными инструкторами и выступала на небольших соревнованиях для набора необходимого рейтинга.

Ванесса Мэй на Олимпиаде в Сочи.
Дебют на открытом чемпионате Австралии и Новой Зеландии закончился дисквалификацией за неправильное прохождение трассы. Но упорство, воспитанное годами музыкальной дисциплины, взяло верх. В январе 2014 года, выступая под фамилией отца Ванакорн, она успешно выполнила квалификационные нормы Международной федерации лыжного спорта для участия в гигантском слаломе.
На Играх в Сочи она стала единственной представительницей Таиланда. Она финишировала последней, но пересекла черту с сияющим лицом. Её результат не имел значения в медальном зачёте, но стал символической победой над обстоятельствами и предубеждениями. Она собиралась выступать и на следующей Олимпиаде, однако серьёзная травма плеча, полученная в 2018 году, поставила точку в её спортивной карьере. Теперь она просто катается в своё удовольствие.

Ванесса Мэй во время записи подкаста для BBC Radio 3 в сентябре 2024 года..
Сегодня Ванесса Мэй практически не появляется в студии для записи новых альбомов и отказывается от масштабных мировых турне, которые когда-то приносили ей миллионы. Её редкие выступления сегодня — это скорее исключение, чем правило. В интервью она признаётся, что утратила прежний интерес к музыкальной индустрии с её бесконечными обязательствами и жёсткими графиками.
Музыка не исчезла из её жизни, но перестала занимать главное место в её жизни. В настоящее время Ванесса Мэй живёт то в Швейцарии, то в Великобритании, бегает марафоны, катается на лыжах, занимается зоозащитной деятельностью и просто наслаждается жизнью. Она свободна и счастлива, потому что теперь у неё есть всё, чего она была лишена в детстве.
Ванесса Мэй смогла справиться с бременем славы, обрушившейся на неё довольно рано. К сожалению, далеко не все юные звёзды оказываются готовы к сумасшедшей популярности.


