Кто в блокадном Ленинграде наживался и делал миллионы на горе других, когда люди гибли от голода

После окончания Великой Отечественной войны Ленинград оказался первым в списке городов-героев, предоставленном для утверждения в Политбюро - так высоко был оценен подвиг жителей города на Неве, которые проявили невероятное мужество в дни блокады, продолжая работать и вносить свой вклад в победу. Однако среди этих героических людей оказались и такие, кто наживался на человеческом горе, зарабатывая миллионы.
Блокадный паек

Блокадный паек - 125 граммов сырого черного хлеба
Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, продлилась 872 дня, и каждый день стал тяжелейшим испытанием для людей, которые оставались в городе. Сначала германские войска прорвались через станцию Мга, захватили Шлиссельбург и взяли под контроль исток Невы, тем самым отрезав город от всей страны. Но в первые дни окружения ленинградцы даже не подозревали о том, что им придется пережить в ближайшее время.
Люди прятались от бомбежек, но продолжали жить обычной жизнью, работали, принимали участие в строительстве оборонительных укреплений, в первые дни блокады даже посещали театры. Масштаб трагедии стал понятен, когда накануне надвигающейся зимы немцы разбомбили Бадаевские склады, уничтожив все запасы продовольствия, и перерезали железную дорогу, ведущую к Ленинграду. Единственной «дорогой жизни» оставался путь по замерзшему льду южной части Ладожского озера, по которому грузовиками везли продовольствие и пытались эвакуировать людей. Но этот путь был очень опасным - в любой момент тяжелые грузовики могли уйти под лед, и люди погибнуть.
Карточная система на продукты питания была введена в Ленинграде еще в самом начале войны, но поначалу в магазинах еще были продукты, с начала осени их свободная продажа была запрещена, а нормы выдачи хлеба уменьшались почти каждый месяц. В городе начался настоящий голод.
По официальным данным за время блокады в Ленинграде от голода погибло 630 тысяч человек, хотя сейчас историки уверены, что на самом деле жертв было значительно больше – до полутора миллионов, потому что многие люди, пережившие голод, не смогли преодолеть последствия алиментарной дистрофии и умерли позднее. Но такая статистика в то время отсутствовала.

Улицы блокадного Ленинграда
К началу зимы норма хлеба составляла уже 250 грамм в день для рабочих, и 125 грамм для всех остальных. В самые тяжелые дни это была единственная еда жителей блокадного Ленинграда, остальные продукты полностью исчезли из выдачи. При этом хлеб был сырой, с большим содержанием различных примесей.
Цены «черного рынка»

На черном рынке
Это тяжелое время стало благоприятным для появления различного рода мошенников, которые наживались на человеческом горе. В городе стали процветать «черные рынки», где продавались украденные продукты питания. Их воровали везде, где только возможно - в очередях у прилавков, в рабочих столовых, в пунктах получения хлеба по карточкам, «по ошибке» вырезая большее количество талонов, так что человек нередко обнаруживал это только дома, когда уже невозможно было что-то доказать.
Масштабы воровства, по словам очевидцев, превышали все разумные пределы и элементарную человечность. Воровали не только простые продавцы, имевшие доступ к продуктам, но и начальство. Продавали еду на «черных» рынках преимущественно через посредников.
Цены на «черном рынке» блокадного Ленинграда росли каждый день. До войны это был богатый город, с большим культурным наследием, где проживало большое количество обеспеченных людей, хранивших припрятанные на «черный день» старинные реликвии, драгоценности, золотые монеты, произведения искусства. И вот этот «черный день» наступил, и чтобы спасти своих близких от голодной смерти, ленинградцы не стояли за ценой.
В обмен на золотое кольцо можно было приобрести целую буханку черного хлеба, а за золотые часы давали 200 граммов сливочного масла. Подлинник картины Айвазовского или Левитана мог быть продан за целое состояние - мешок муки и даже несколько банок тушенки в придачу.

Чтобы спасти своих близких от голода, люди готовы были отдать последнее
Большинство ленинградцев с пониманием относились к трудностям военного времени, осознавали, почему так скудно продовольствие, и вели себя с большим достоинством, но они презирали тех, кто наживался на человеческом горе, однако, чтобы не умереть с голоду, вынуждены были пользоваться их «услугами».
Фальшивые карточки

Очередь за водой на улицах блокадного Ленинграда
Настоящая трагедия началась в конце осени 1941 года, когда температура упала до минус 15 градусов, запасы топлива закончились, замерзшие трубы полопались и разрушили водопровод, а оставшаяся электроэнергия была перенаправлена на военную промышленность, которая все еще поставляла оружие фронту. Город оказался на грани вымирания.
Некоторые думали, что холод и снег помогут разгромить немцев, как это было когда-то с наполеоновской армией, но они не учли, что в таких условиях город может погибнуть раньше. Каждый день тысячи людей умирали от голода, и многие ради выживания оказались способны на немыслимые поступки. В городе начали распространяться фальшивые продовольственные карточки, а в продаже на «черном рынке» появилось человеческое мясо.
Продовольственная карточка была самым ценным предметом в блокадном Ленинграде. Ее отсутствие или потеря становились фактически смертным приговором для человека. В ходе специальной операции зимой 1941 года следственными органами было изъято около трехсот фальшивых карточек. Власти ужесточили контроль за их распределением, на самые ответственные места ставили проверенных людей, но соблазн у голодающего населения был слишком велик. Вскоре было обнаружено, что некоторые ответственные лица присваивали карточки умирающих людей, или тех, кто отбывал в эвакуацию.

Дети в очереди за хлебом
Криминальная обстановка в блокадном Ленинграде была жесткой и напряженной, в городе действовало не только множество отдельных мошенников, занимающихся воровством, грабежами, спекуляцией и продажей фальшивых продовольственных карточек, но и целые преступные банды, наживающиеся на несчастье людей и обрекающие их на голодную смерть. Многие из них впоследствии были раскрыты и понесли заслуженное наказание, но были и такие, которые навсегда остались неизвестными.
Банды блокадного Ленинграда

На черном рынке
Одной из самых известных преступных группировок блокадного Ленинграда стала банда под названием «Зиг-Заг», главарем которой был уроженец Новгорода Виталий Кошарный. Он еще до войны промышлял изготовлением поддельных документов, а во время блокады Ленинграда быстро сообразил, что можно хорошо «заработать» на подделке продовольственных карточек. После того, как первые кустарные попытки подделки карточек оказались удачными, Кошарный решил поставить дело на поток. Он сколотил банду из числа бывших осужденных, нескольких торговых работников и даже одного начальника цеха городской типографии, через которого получал краску и бумагу.
Вскоре в городе заработала подпольная типография, дела шли с таким размахом, что буквально через пару месяцев бандиты приобрели большую квартиру на Фонтанке, где больше десяти человек круглосуточно трудились над производством фальшивых карточек. Деньги бандитам текли рекой; не сомневаясь, что немцы скоро захватят город, они даже установили с ними связь и изготовили листовки с призывом к жителям Ленинграда сдаваться немцам, но распространять их не спешили. В марте 1942 года члены банды Кошарного были задержаны. В ходе следствия было установлено, что банда отоварила карточек на 17 тонн разнообразных продуктов.
Еще одна банда по производству продовольственных карточек, но в несколько меньших масштабах, была создана двумя работниками оборонного завода Зенкевичем и Заломаевым, которые считались вполне добропорядочными гражданами. В подельники они взяли уборщицу типографского цеха, которая снабжала их бумагой и даже смогла вынести через проходную специальные литеры. За три месяца они «заработали» около миллиона рублей, кроме этого, при обыске в их квартирах было обнаружено много драгоценностей и произведений искусства, которые они за копейки скупали у голодающих ленинградцев.
Большой резонанс в городе произвело также разоблачение спекулянта Далевского, заведующего небольшим продуктовым ларьком, организовавшего целую сеть торговых точек, через которые он занимался перекачкой продуктов на «черные рынки» города, где они продавались по высоким ценам. При обыске у него нашли золото, драгоценности и большое количество не только рублей, но и валюты.

Драгоценности, конфискованные у спекулянтов
Не менее резонансным стало дело снабженца Семена Каждана, который смог завезти в блокадный Ленинград целый железнодорожный вагон афганского риса и успешно в течение нескольких месяцев сбывал его через фотоателье своего знакомого. При обыске у него была изъята огромная сумма денег, а его квартира, напичканная антиквариатом, драгоценностями и произведениями искусства, напоминала музей.
О том, как прорвали блокаду Ленинграда, читайте в другой нашей статье.


