Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Художник-перформансист, Франк Уве Лайсипен, который прославился под именем Улай, будучи на 77 году жизни, уступил в борьбе с онкологическим заболеванием и неделю назад скончался. Он был возлюбленным и партнёром в искусстве Марины Абрамович. За двенадцать лет совместного творчества они создали множество новаторских перформансов об осмыслении различных сторон любовных, и не только, человеческих отношений. Художественные работы Улая конечно же не ограничиваются только акциями с Мариной. Каким был при жизни художник и какое арт-наследие оставил после себя?


Улай и Марина сплетались волосами, обнажёнными изображали дверной проём, через который проходили люди, дышали одним дыханием, до потери сознания... Их арт-перформансы, философские и запоминающиеся, приобрели необычайную популярность. Художник-визуалист родился в Германии в 1943 году. С самого начала своего творческого пути он не был похожим ни на кого.

Франк Уве Лайсипен, более известный как Улай.

Франк Уве Лайсипен, более известный как Улай.


Одним из первых он использовал снимки Polaroid в искусстве. Сам он рассказывал о своей работе в 70-х так: «Это было время красоты и эстетики в искусстве, а я принадлежал к тем, кто сознательно выбрал, казалось бы неприемлемые арт-средства. Моё творчество — это перформанс, видео, фотографии и полный отказ от эстетики. Я изучал собственное тело, я был основным объектом. По большей части меня не понимали и отвергали».

Новаторские перформансы Улая делали объектом исследования человеческую натуру.

Новаторские перформансы Улая делали объектом исследования человеческую натуру.


Перформансы тех времён, по словам Улая, были призваны подчеркнуть всю эфемерность человеческой индивидуальности. Художник демонстрировал это различными способами. К примеру, он мог одеться в белый комбинезон и маску, становился напротив стены со светочувствительным полотном, просил кого-нибудь из посетителей галереи там встать, и снимал его на Polaroid.

Опасный перформанс с Мариной Абрамович, который мог стоить ей жизни.

Опасный перформанс с Мариной Абрамович, который мог стоить ей жизни.


От вспышки полотно становилось чёрным, а от фигуры человека оставалось белое пятно, его место занимал художник и на его белую одежду совершалась проекция сделанной фотографии. Таким образом Улай присваивал идентичность запечатлённого.
Среди работ тех лет был и один из ряда вон выходящий случай. Улай во время посещения Новой национальной галереи в Берлине, украл картину. Он вынес её из музея и повесил на стене в доме одной бедной турецкой семьи. Таким способом художник выражал протест по поводу того, что искусство доступно лишь буржуазии. За это он понёс, конечно, заслуженное наказание, ибо как не крути, а кража — это преступление.

Улай использовал полный отказ от традиционности и эстетики в искусстве.

Улай использовал полный отказ от традиционности и эстетики в искусстве.


В середине 70-х годов Улай познакомился с Мариной Абрамович. Между ними возникло духовное родство на всех уровнях. Их объединило на долгие годы не только творчество, но и страстная любовь. Их совместные перформансы просто поражали своей творческой откровенностью, смелостью, свободой и демонстрациями слияния женского и мужского начал.

Марина Абрамович - сербская художница, партнёр и возлюбленная Улая.

Марина Абрамович - сербская художница, партнёр и возлюбленная Улая.


Для визуализации идеи безграничного доверия друг к другу Марина и Улай в 1980 году представили на суд публики перформанс «Энергия покоя / Остаточная энергия». В течение четырёх минут Абрамович держала лук, тетиву и стрелу которого удерживал Улай. Стрела была направлена прямо в сердце Марины. Ценой такого перформанса могла стать её жизнь. Во время этого через микрофон было слышно сердцебиение обоих.

Популярность Улаю принесли совместные перформансы с Мариной Абрамович.

Популярность Улаю принесли совместные перформансы с Мариной Абрамович.


Пара даже планировала пожениться. Но Улай не смог хранить верность и Марина ушла. Случилось это весьма драматично. Художники планировали совместный перформанс. Они должны были встретиться в центре Великой китайской стены, символизируя слияние двух земных стихий. Для этого Марина начала свой путь со стороны моря, а Улай - из пустыни. Во время того, как решались административные вопросы с властями Китая, произошло расставание, а смысл перформанса кардинально изменил своё значение.

Слияние женского и мужского начал - было одной из тем перформансов художника.

Слияние женского и мужского начал - было одной из тем перформансов художника.


Встретились бывшие возлюбленные спустя долгие годы на перформансе Абрамович «В присутствии художника». Ещё пять лет спустя, Улай подал на Марину в суд за недоплату финансов и присвоение их общих проектов. Суд он выиграл. Художница обиделась на него, сочтя это несправедливой попыткой очернить её репутацию. Спустя некоторое время Улай и Абрамович выяснили отношения и заявили, что простили друг друга.

Когда художнику поставили смертельный диагноз - он отправился в прощальное путешествие по миру.

Когда художнику поставили смертельный диагноз - он отправился в прощальное путешествие по миру.


Мастеру перформанса в 2011 году поставили страшный диагноз — рак. После этого Улай решил устроить символическое прощание с родными и близкими, и отправился с этой целью в путешествие. Во время поездки все действия художника снимал оператор. Это стал прощальный арт-проект Улая. В нём он продемонстрировал и процесс прохождения химиотерапии, и встречи с разными людьми, и философские размышления об искусстве. Конец фильма венчала очень трогательная, почти интимная, сцена. В ней художник задумчиво смотрит вдаль и говорит: «Да, красиво». Потом он поворачивается, смотрит в камеру и произносит зрителю: «Ты красивый».

Несмотря на то, что Улая уже нет с нами - его искусство живо.

Несмотря на то, что Улая уже нет с нами - его искусство живо.


Имя Марины Абрамович на слуху даже у тех, кто не особо интересуется искусством, она самая известная художница-перформансист в мире. Улай стал широко известен и популярен у публики, в основном, благодаря их совместным проектам. Несмотря на то, что у художника были персональные выставки в Амстердаме, Берлине, Афинах и Любляне. Были знаковые перформансы, например трёхдневный Cutting Through the Clouds of Myth в Нью-Йорке. Но вот именно его совместное творчество с Мариной так ярко запечатлелось в памяти людей.



Самым незабываемым событием была их встреча на перформансе «В присутствии художника». Суть заключалась в том, что Марина должна была смотреть в глаза любому, кто пожелает сесть напротив неё. Неожиданно появившийся Улай, сев напротив, заставил её заплакать. Когда возлюбленные взялись за руки — зрители зааплодировали. Их искусство всегда оказывало сильное влияние на людей.
После его смерти Марина написала: « С большой грустью я узнала о смерти моего друга и бывшего партнёра. Он был исключительным художником и человеком, которого будет очень не хватать. В этот день приятно знать, что его искусство и наследие будут жить вечно».

Больше о современном искусстве перформанса, прочтите в нашей статье самые экстравагантные перформансы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








21237
10.03.2020 12:48
В закладки
Версия для печати




Смотрите также