Fashion   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0



В 2016 году в Польше прошёл нашумевший “Чёрный протест” - его участники, помимо прочего, одевались во всё чёрное. Цвет был выбран не просто так. Чёрная одежда уже была символом протеста в Польше в 1861 году, и эту историю знает каждый польский школьник. А ещё в ней замешан русский царь.


Польское царство, русский царь


Почти весь девятнадцатый век Польша в качестве Царства Польского входила в Российскую Империю, а русский царь обязательно отдельно короновался и как царь польский. Тем не менее, многих поляков не устраивало зависимое положение их родины, и они восставали. В 1830 произошло первое крупное польское восстание, одним из центральных событий которого было Гроховское сражение. После упорных боёв русские под предводительством фельдмаршала Карла Фридриха Антона фон Дибича разбили в этом сражении польскую армию и подошёл к Варшаве.

Восстание в конечном итоге было подавлено, но поляки всё равно не оставляли мечты вернуть себе независимость. Сами некогда бывшие крупной империей, они тяжело переживали то, что теперь оказались только частью другой империи. К тому же для них остро стоял религиозный вопрос: они были католиками и царствование “еретиков”-православных казалось им кощунственным. Одним из камней преткновения с русскими царями, собственно, была постоянная попытка царей уравнять в Царстве Польском (где большинство законов были своими, местными, а не общероссийскими) представителей разных христианских конфессий в правах.

Коронация Николаем I своей жены в Варшаве. Картина Антония Бродовского.

Коронация Николаем I своей жены в Варшаве. Картина Антония Бродовского.

В 1861 году в Варшаве прошла массовая мирная демонстрация в память тридцатилетия поражения в Гроховской битве. К этому моменту по сравнению с пятидесятыми годами польское общество оказалось сильно радикализировано. Во-первых, незадолго до того вернулось из Сибири 8700 амнистированных поляков-мятежников, которые, скажем так, не перевоспитались. Во-вторых, как и в русской части Российской Империи, в Польше среди молодёжи стали распространяться радикальные взгляды левого толка. Юноши и девушки хотели нового мира, тотального равенства и - многие из них - революции.

Возможно, именно поэтому русские власти не доверяли мирной манифестации и опасались. что она закончится массовыми и скорее всего вооружёнными беспорядками и… превентивно расстреляли часть демонстрантов, нагайками разогнав других участников манифестации. Кровавое подавление мирного шествия возмутило польское общество, и радикальные настроения усилились многократно. В конечном итоге это привело к новому восстанию, но два года до того поляки продолжали выражать протест мирными средствами.

Закованная Польша. Аллегорическая картина Яна Матейко.

Закованная Польша. Аллегорическая картина Яна Матейко.

Страна в трауре


Говорят, что одеться в траур в память о растоптанном мирном протесте призвал Польшу архиепископ Варшавский. В любом случае, по девичьим альбомам стало гулять старое, времён разгрома восстания тридцатых, стихотворение Константы Гашиньского «Черное платье»

...Когда Польша вступила в гроб,
У меня остался только один наряд:
Черное платье.

Его цитировали на вечерах и собраниях, в школах и кофейнях. И, конечно, делали это, надев чёрные одежды. Половина страны на улицах выглядела так, словно спешила на чьи-то похороны - или возвращалась оттуда. Даже невесты появлялись на свадьбе в чёрном.

Отказывались и от обычных украшений в пользу неброских траурных (совсем без украшений дворянки и мещанки того времени не представляли себя ни при каких обстоятельствах). Популярны были браслеты, напоминающие по форме наручники арестантов; чтобы сходство было заметнее, дамы держали руки сложенными на юбке перед собой. Популярны были пряжки и броши в виде рукопожатия (которое означало союз поляков и литовцев, из которого некогда выросла великая Польша), якоря (как символа надежды), польский орёл в терновом венце (герои умерли за нашу страну!), черепа (просто для пущего траура). Кто-то носил броши с профилем Тадеуша Костюшко, народного польского героя (и, кстати, заодно - американского).

Женщина, надевшая траур из протеста, и типичные украшения полек во время Чёрного протеста.

Женщина, надевшая траур из протеста, и типичные украшения полек во время Чёрного протеста.

Популярны были аббревиатуры, в духе тех, которые распространятся позже среди советских зэков - но только, конечно, на тему польской независимости. Например, надпись ROMO на пряжке пояса означала Rozniecaj Ogień Miłości Ojczyzny - Разжигай Огонь Любви к Родине. Естественно, все эти украшения делались из самых дешёвых материалов, чтобы показать, что золото хозяйка или хозяин отдали на дело борьбы с завоевателями. То есть, буквально, на закупку оружия той или иной повстанческой организацией.

Пока мужчины тайно вооружались, женщины занимались пропагандой и контрабандой оружия. Листовки, письма, пистолеты проносились за корсажами платьев и под пышными юбками (тем более, что неспешный шаг дамы, которые порой был вызван слишком большим количеством привязанных к ногам тяжёлых предметов, в то время ни у кого не вызывал подозрений - дама и должна была ходить неспешно).

Самые радикально настроенные поляки срывали с мужчин на улицах модные цилиндры - полагалось носить траурную скромную шляпу, могли нарочно испортить или испачкать цветную одежду, а порой из-за наряда развязывались настоящие драки. В какой-то момент в чёрное стали одеваться просто на всякий случай, а не из-за политических убеждений. И, хотя детей никто ни к чему не принуждал, они сами, видя, что взрослые ходят только в чёрном, начинали просить себе траурный костюм.

Траурные вести. Картина Артура Гроттгера, посвящённая одному из польских восстаний.

Траурные вести. Картина Артура Гроттгера, посвящённая одному из польских восстаний.

Скорбеть воспрещается


Российские власти вскоре стали принимать меры против радикальных настроений. И начали… с одежды. Женщинам разрешалось носить траур только со специального разрешения чиновников, в случае доказанной недавней смерти родственника, а слишком пышные юбки прямо на улицах рвали специальными крючками царские агенты. Мужчинам также запретили носить чёрное - и они перешли на серый (цвет пепла) и фиолетовый (цвет тайны, который также в Средние Века использовался как траурный). Под запрет на чёрное попадали и дети.

Ученицы школ и гимназий отреагировали на запрет чёрного своеобразно: они чернилами рисовали на шее траурную ленточку. В отличие от пасты в современных ручках, смыть такой рисунок было непросто, так что протестующие девочки весь день мозолили глаза инспектрисам и учителям.

Арестовывали и за другие детали костюма. Например, за зелёную ветку, которую в честь дня, в которую была принята в восемнадцатом веке польская конституция, несли в руках поляки. В дни польских национальных праздников полицейские могли арестовать даже за белый галстук или белые перчатки. Все малейшие изменения в польской протестной моде тщательно отслеживались. Вот указ, изданный перед восстанием 1863 года:

Автор указа, наместник в Царстве Польском, фон Берг.

Автор указа, наместник в Царстве Польском, фон Берг.

“Шляпа должна быть цветной, а черная шляпа должна быть украшена цветами или цветными, но ни в коем случае не белыми лентами. Черные и белые перья с черными шляпами носить запрещается. Капюшоны могут быть черные на цветной, но не белой, подкладке. Запрещается использовать: черную вуаль, перчатки, черные и черно-белые зонты, а также шали, платки и шарфы того же цвета, и полностью черные, а также черно-белые, платья. Салопы, бурнусы, шубы, пальто и другая верхняя одежда могут быть черными, но без белого. Мужчины не имеют права носить траур ни по какому поводу”.

Тем не менее, Польша ходила в трауре, изобретая всё новые способы его продемонстрировать, вплоть до большой царской амнистии повстанцам в 1866 году. За чёрный костюм угодить в карцер было можно вплоть до 1873 года. Кстати, запрещён был не только траур, но и некоторые виды национального костюма, например, мужской жупан.

Траур на всю Европу


Именно благодаря своему оформлению Чёрный Протест поляков девятнадцатого века стал широко известен в Европе. В Испании чёрные бусы немедленно начали называть польскими слезами. В прессе обсуждали новости протестной моды и причины, по которым поляки протестуют. В результате чёрная одежда стала символом протеста вообще, который не раз возвращался между 1861 и 2016 годами. Вероятно, в том числе с оглядкой на польский протест появился изначально чёрный флаг анархистов. Другие случаи демонстративного переодевания в траур были обычно локальны.

Уже в наше время в знак протеста одевались в чёрной не только поляки. В 2018 участники церемонии “Золотой глобус” явились одетыми в траур, протестуя против загубленных из-за сексизма карьер. В Латвии в 2008 все газеты в один день вышли в траурном оформлении в знак протеста против повышения НДС, В траурной одежде встречали Ангелу Меркель португальцы, протестовавшие против предложенных ею мер экономии.

Постоянное сопротивление власти русских царей часто объясняют националистическими предубеждениями поляков. Но стоит посмотреть, кто из польских королей был совсем не поляком и почему так вышло, и будет ясно, что полякам была не важна национальность того, кто ими правит.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








20542
10.05.2019 14:20
В закладки
Версия для печати




Смотрите также