Фотография, которая была признана лучшей по итогам всемирного конкурса 2023 года, при всей своей кажущейся лаконичности далеко не проста. Есть в ней что-то неправильное, даже жутковатое, и в первую очередь хочется объяснить это впечатление с психологической точки зрения, по-человечески – «разгадать» тайну взаимоотношений двух женщин, найти и назвать смысл фотоснимка. Только все это бесполезно: на фотографии изображены не люди, таких моделей никогда не существовало.
Псевдоамнезия
Скандал вокруг фотографии под названием Pseudomnesia: The Electrician стал одним из самых громких культурных событий этой весны. За эту работу ее автору, фотохудожнику из Германии Борису Эльдагсену, был вручен главный приз конкурса Sony World Photography Awards. Конкуренция была нешуточной – всего в состязании участвовали более 400 тысяч снимков, представленных участниками из трех десятков стран.
Фотография Pseudomnesia: The Electrician - победитель всемирного конкурса
На черно-белом фото изображены две женщины, принадлежащие к разным поколениям. Та, что старше, придерживает за плечи младшую, стоя у той за спиной и задумчиво глядя перед собой. Снимок производит впечатление давнего, с явными следами прошедших десятилетий, а прически, внешний вид женщин отсылают к временам чуть ли не столетней давности. Но не в одной лишь удачной стилизации причина успеха фотографии.
Работы других участников, вышедшие в финал конкурса
С ней «что-то не так», и на уровне подсознания зритель сразу это почувствует. Но дело не в выражениях лиц, не в языке тела, не в тайне, связывающей персонажей истории, что запечатлена на фото. Истории вообще нет – есть лишь продукт деятельности искусственного интеллекта. При более детальном рассмотрении снимка это заметно по характерным чертам, например, странным пальцам – проблемной теме для генераторов изображений.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Мужчина нашел фотопленку 40-летней давности и сумел разгадать ее историю.
Победитель, не признающий своей победы
Борис Эльдагсен родился в 1970 году, он изучал не только искусство и фотографию, но и серьезно занимался философией, исследовал темы, касающиеся взаимодействия с подсознанием. Документирование окружающей действительности с помощью фотокамеры ему не интересно, другое дело – путешествие «вовнутрь», в психологию. Использование возможностей искусственного интеллекта, по его мнению, может помочь в таких исследованиях.
Одна из работ Бориса Эльдагсена. Источник: lensculture.com
Эра быстрого развития искусственного интеллекта принесет, как ожидается, серьезные перемены в самых разных сферах человеческой жизни. Вероятнее всего, некоторые профессии уйдут в прошлое, вытесненные куда более широкими возможностями искусственного разума, и фотографы, по мнению Эльдагсена, тоже могут оказаться не нужны. Если любое изображение можно будет сгенерировать за несколько секунд, в чем тогда будет состоять преимущество человека с фотоаппаратом?
Другие работы из серии Pseudomnesia, созданные при помощи искусственного интеллекта. Источник: eldagsen.com
Вопросы о том, какое место занимает искусственный интеллект в мире художников и представителей творческих профессий, по мнению немецкого фотохудожника, следует задавать уже сейчас. Потому он и принял участие в конкурсе – намеренно привлекая к работе генератор изображений, создавая одну за другой множество странных, причудливых, часто зловещих и даже отталкивающих фотографий. Всего он создал около трехсот изображений, используя разные формулировки заданий для программы, формулировки в том числе и нелогичные, запутанные, даже с ошибками: Эльдагсен тестировал искусственный интеллект.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Нейросеть: В чем смысл модной технологии и чего ожидать от нее в будущем.
Победитель – не человек
О том, что фотография Эльдагсена в действительности является результатом деятельности искусственного интеллекта, организаторы конкурса знали и до вынесения решения о присуждении первого места. Правилам это не противоречило, приветствовалось эксперименты, использование разных подходов и технологий к созданию фотоизображений. Что делать, если лучшее фото оказалось результатом «творчества» искусственного интеллекта, или же в лучшем случае – результатом его совместной с человеком работы, – было непонятно.
Фото, ставшее причиной скандала, можно увидеть "вживую". Источник: artmajeur.com
Эльдагсен сам инициировал обсуждение судьбы приза, но получал неопределенную реакцию организаторов. Поэтому им и было принято решение отказаться от звания победителя и тем самым привлечь внимание к проблеме: ведь назад дороги уже нет, и в 2024 году доля произведений, созданных не человеком, а программой, будет уже значительно выше. Не пришла ли пора объявить для таких «искусственных» фотоизображений отдельный конкурс? Или оговорить пределы, до которых допускается участие искусственного интеллекта в совместном с человеком творческом процессе?
В своих интервью Борис Эльдагсен говорит о том, что нас ожидают серьезные перемены в области фотографии: настоящая фотожурналистика, по его словам, погибнет, больше того, мир «утонет в цунами альтернативных фактов» – речь о том, что больше не будет объективных препятствий для создания любых поддельных снимков. Фотография станет формой живописи, потеряв в качестве одной из своих важнейших функций документирование окружающей действительности. С другой стороны, сможет ли искусственный интеллект научиться обращаться к эмоциям зрителей или случай с фотографией Pseudomnesia: The Electrician является скорее исключением?
Сейчас фотография выставлена в одной из галерей Амстердама – и будет находится там до июня. Этот город - один из самых «низких», есть такие и в России.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: