Так отдыхали москвичи в парках и на бульварах. /Фото:moiarussia.ru
В далеком 1923-м, когда Науму Грановскому было 13 лет, отец подарил ему фотоаппарат. С тех пор на протяжении всего существования СССР он снимал все, что происходило вокруг него. О том, каким был город в 20-30-х годах прошлого века, и что в те времена происходило на столичных улицах, мы теперь можем судить именно по его уникальным панорамным фотографиям. Человека-легенду, сотрудника ТАСС Наума Грановского заслуженно называют фотолетописцем Москвы.
Увлекшийся фотографией подросток первые свои снимки проявлял, запершись в общем санузле, что очень возмущало его соседей по коммуналке. Знали бы они, насколько ценны будут сто лет спустя работы этого упорного мальчугана, ведь именно сейчас, в этой квартире зарождается будущий великий фотограф!
Вскоре мальчик переехал в Москву, и уже в 16 лет его взяли работать в ТАСС – правда, еще не фотографом, а только учеником-лаборантом, в обязанности которого входило помогать штатному фотографу: держать лабораторию в чистоте, проявлять и сушить снимки. Но очень скоро он и сам стал штатным фотокорреспондентом, затем служил военкором и в итоге всю свою жизнь посвятил этому великому искусству мастерски снимать улицы, людей, великие исторические события.
Наум Грановский - величайший летописец Москвы. /Фото:chromfoto.ru
Грановский всю свою жизнь фотографировал Москву. Умер он в возрасте 74 лет, так что практически все изменения, происходившие в столице времен СССР, были зафиксированы его метким объективом. Современники замечали, что Наум Самуилович очень обстоятельно и скрупулезно подходил ко всем своим панорамным снимкам. Он никогда не спешил жать на спуск фотоаппарата, тщательно выверял каждую мелочь, свет выбирал идеально, в итоге каждая его композиция получалась невероятно гармоничной и информативной. Судя по всему, сыграло роль то, что родился он еще до революции и с пеленок впитал в себя ту атмосферу, когда главным оружием художников-летописцев был не объектив фотоаппарата, а кисть и холст. Поэтому его фотографии меняющейся Москвы при всей своей динамичности очень художественны.
Много лет спустя это будет Ленинский проспект, а пока – просто Большая Калужская улица 20-х годов, практически захолустье.
Б. Калужская ул., 1920-е годы. /Фото: znanio.ru
Раньше в районе Лубянки (Варварские ворота) стояла Китайгородская стена. К сожалению, она, как и многие другие памятники древнерусского зодчества, была уничтожена в процессе сталинской реконструкции Москвы. Одной из причин власти называли необходимость расширения дорожного полотна для автомобильного движения. В 1927 году снесли Владимирские ворота, в конце 1932 года — Никольские, а окончательный снос стены пришёлся на 1934 год.
Китайгородская стена до сноса. /Фото:moiarussia.ru
Даже во второй половине XX века к мавзолею Ленина были большие очереди, а в 20-е годы увидеть забальзамированного Ильича съезжали тысячи людей со всего Советского Союза. Автомобилям, которые в те времена запросто могли ездить по Красной площади, толпа совсем не мешала, ведь машин было очень мало. Да и постовой регулировщик не дремал.
Красная площадь 1920-е годы. /Фото: moiarussia.ru
Раньше возле Кремля ездили трамваи. Вход через ворота Кутафьей Башни был свободным. Сошел на остановке – и ты уже практически на Красной площади.
Кутафья башня. /Фото:moiarussia.ru
А вот так выглядела Манежная площадь в 30-х годах. Просторно, чисто и… очень малолюдно.
Манежная площадь 1930-х. /Фото: moiarussia.ru
Сначала мавзолей Ленина был деревянным. Трибуна располагалась справа от надписи «Ленин». А вот столь привычный нам гранитный мавзолей построили осенью 1930 года. Проект Щусева выбрали из более ста присланных архитекторами вариантов.
Деревянный мавзолей. /Фото:moiarussia.ru
На рубеже 1920-1930-х годов Мясницкая улица в центре Москвы выглядела именно так. Как мы видим, она была сплошь увешана рекламой и афишами – в городе жизнь кипела.
Мясницкая улица 1920-x. /Фото:moiarussia.ru
Охотный ряд. У Дома Союзов смешались в кучу кони, люди, трамваи. Но все равно чувствуется простор.
Охотный ряд. /Фото:moiarussia
Первые такси в Москве 1920-х годов выглядели именно так.
Московское такси 1920-х годов./ Фото: moiarossia.ru
На Садовом кольце (проезд между Сухаревской башней и институтом Склифосовского) в час-пик тоже случались пробки. Только из трамваев.
Пробка из трамваев. /Фото: moiarossia.ru
А еще в центре города обычным явлением были пробки из… людей. Трамваи в толпе просто теряются. На фото – тоже район Сухаревской башни.
Сухаревка. /Фото:moiarussia
Триумфальные ворота, всем известные как Триумфальная арка, в начале прошлого века стояли именно здесь – у Тверской заставы. В 1936 году их разобрали. И уже потом, в 1960-х годах, их копию установили на Кутузовском, у Поклонной горы.
Триумфальная арка - но не с Кутузовского. /Фото:moiarussia.ru
До войны на улицах Москвы часто можно было встретить палатки «Боржоми».
Панорамные фото Грановского невероятно информативны. /Фото:moiarussia.ru
А вот так выглядел Храм Христа Спасителя до того, как его взорвали. Он отлично вписывался в пейзаж старой Москвы! Кстати, возле храма регулярно проходили утренние зарядки.
Благодаря этому архивному фото можно сравнить современный Храм Христа Спасителя с тем, который построили изначально. /Фото:moiarussia.ru
Также информативны и уникальны исторические снимки бельгийского журналиста, который запечатлел город Сочи 1980-х годов
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: