Она не любила слово «дизайнер» и предпочитала называть себя портнихой. Однако платья этой «портнихи» красовались на двадцати обложках британского Vogue, который, кстати, в свое время назвал ее «одним из новых молодых имен, которые придают шестидесятым свой собственный акцент». В числе поклонниц ее таланта были звезды Голливуда и Маргарет Тэтчер. Имя Джин Мюир звучит не так громко, как имена ее коллег – например, Мэри Куант. И тем не менее, она стала одной из тех, кто сформировал незабываемый облик моды шестидесятых и семидесятых годов.
Начало карьеры
Платья от Джин Мюир.
Как говорится – ничто не предвещало. Джин родилась в Лондоне, в семье управляющего магазинам, абердонца по происхождению – именно поэтому Шотландия и считает наследие Мюир своего рода национальным достоянием, а ее упорство и трудолюбие, прагматизм и строгую профессиональную дисциплину в богемной лондонской среде любили списывать на «шотландские корни». Родители развелись, и Джин с братом Кристофером остались с матерью в Бедфорде, где прошло детство и юность Джин. Надо сказать, еще в бедфордской школе для девочек она продемонстрировала страстную любовь к рукоделию. Сама Мюир говорила, что уже в шесть лет умела вязать, шить и вышивать – в чем значительно обгоняла своих однокашниц. Однако выбрала для себя… совсем иной путь.
Трикотажные платья.
В семнадцать лет Джин, чтобы зарабатывать на жизнь, устроилась на работу в офис регистрации избирателей в ратуше Бедфорда, затем переехала в Лондон, где какое-то время работала в адвокатской конторе. Так череда событий привела ее в легендарный универмаг Liberty & Co. В то же время Джин не забывала о своем детском увлечении рукоделием и частенько шила на дому. Работу – и «работу после работы» - она успевала совмещать с разнообразными курсами, училась рисовать и кроить. Со временем она из обычной продавщицы перешла в категорию модельеров – начала разрабатывать модели для отдела женской одежды универмага. В 1956 году она пришла работать в модный бренд Jaeger в качестве дизайнера молодежной линии одежды.
Льюкерт
Платья от Джин Мюир.
За год до этого она вышла замуж за Гарри Льюкерта, немецкого актера, с которым в дальнейшем открыла собственный бренд Jean Muir Ltd., просуществовавший, кстати, до 2007 года. Хотя Льюкерт стал ее постоянным бизнес-партнером и уверенно вел дела, отношения их казались странными даже в той среде, где царили свободные нравы. Льюкерт жил на две семьи. У него была дочь, Фридерик, жившая с матерью в Германии. Впоследствии именно она возьмет на себя управление именным магазином бренда – правда, всего на три года. Об их семейной жизни Фридерик говорила: «Людям трудно в это поверить, однако госпожа Мюир прекрасно обо всем знала, моя мать обо всем знала, и я обо всем этом знала. Мы ничего ни от кого не прятали, и возможно, поэтому это нигде не афишировалось».
Платья от Джин Мюир.
Кстати, хоть Джин Мюир официально была замужем, она требовала, чтобы к ней обращались «мисс Мюир». И вообще отличалась эксцентричностью – носила почти всегда черную или темно-синюю одежду (глубокий синий был ее любимым цветом, она экспериментировала с крашением тканей, чтобы добиться нужного оттенка морской пучины), оставалась верна короткой геометричной стрижке и контрастному макияжу, вела себя сдержанно и сурово. Этот экспрессивный образ находил отражение в творчестве ее знакомых художников и скульпторов.
Стиль
Шифоновое платье с декорированной горловиной.
Появлению Jean Muir Ltd. предшествовало еще одно предприятие – марка женской одежды Jane & Jane, где Мюир выпустила первую свою самостоятельную коллекцию. Уже тогда она интуитивно нащупала курс, которому следовала всю оставшуюся жизнь. Она создавала одежду для современных, активных, независимых женщин, а потому особенно ценила удобство. В то же время ее целевой аудиторией были актрисы, женщины творческих профессий – и они предпочитали выглядеть ярко. Одежда от Джин Мюир мягко подчеркивала фигуру, но не стесняла движений. Именно поэтому она особенно любила работать с трикотажем.
Шифон и гильоширование.
Критики писали, что она способна из пары метров черного трикотажа создать эталон настоящего шика. А еще – что женщина, надев платье или костюм от Jean Muir Ltd., попросту забывает, что на ней вообще что-то надето – ведь эти вещи ощущаются как вторая кожа. Зато забыть женщину, одетую в платье от Джин Мюир, невозможно.
Использованы шерстяные ткани ручной работы.
Джоанна Ламли, постоянная модель бренда, говорила, что одно дело – прийти «в моду», и совсем другое – в Jean Muir Ltd. Многие отмечали, что дизайн этой одежды – вневременной, а качество ткани позволит носить вещи много лет.
Цвет и ироничные детали.
Несмотря на то, что платья Мюир казались простыми по форме, в действительности же они были результатом придирчивого внимания к деталям. Она любила аккуратные сборки, менявшие посадку на фигуре, кокетки, аппликации, необычные застежки, гильоширование, ручное окрашивание ткани, набойную печать… Более того – даже пуговицы для этих платьев создавались по специальному заказу!
Звезды в платьях от Джин Мюир.
И хотя клиентки Мюир сходили с ума по ее черным платьям, маленьким и не очень, она прекрасно работала с актуальным сейчас колорблоком – то есть соединением крупных элементов разных цветов в одном изделии – и принтами. Вторым ее любимым материалом был шифон – многоярусный, плиссированный, с геометрическим или растительным орнаментом.
Признание
Справа - свадебное платье от Джин Мюир в стиле неоромантизм.
Список наград Джин Мюир бесконечен – выделим лишь самые значимые. В 1964 году Джин Мюир выиграла первую из трех своих наград «Платье года» за платье Jane & Jane из набивного шелка – сейчас оно хранится как часть коллекции «Платье года» в Музее моды в Бате. Мьюр стал членом Королевского общества дизайнеров и был награжден медалью Минервы (высшей наградой общества).
В 1984 году она была награждена орденом Британской империи, а в 1992 получила почётную докторскую степень в Университете Гериот-Ватт.
Джин Мюир умерла в 1995 году в возрасте 67 лет в Лондонской клинике от рака молочной железы – свою болезнь она скрывала даже от самых близких людей и продолжала работать до последних дней жизни. Незадолго до смерти она начала сбор средств для Национального музея Шотландии в Эдинбурге – в память о ней супруг, сотрудники и постоянные клиенты бренда продолжили поддерживать музей, один из залов которого теперь и посвящен творчеству Джин.
Мэри Куант называла вневременными платья Джин Мюир - но и ее модное наследие вошло в историю.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: