Почему на Руси плевались репой, и Куда пропали плевальщицы в 17-м веке

Удивительно, но до семнадцатого столетия русские крестьяне не знали, что существует картофель. Только в 1750 году Медицинской коллегией было признано, что картофель можно выращивать в российском климате. Главной пищей была репа. Неурожай становился ужасной трагедией для каждой крестьянской семьи. Ведь из репки готовили массу вкусных и полезных блюд. Ими питались и взрослые, и дети. Но почему же, при всем уважении к этому корнеплоду, крестьяне плевались его семечками?
Репа и ее огромная роль в жизни славян

Из репы делали самые разнообразные блюда. / www.ru.freepik.com
На Руси репу справедливо считали одним из самых старинных культурных растений. Она упоминается в берестяных грамотах, датированных одиннадцатым веком. В этих документах она описывается как суперважная часть жизни крестьян. Благодаря устойчивости к морозам и неприхотливости, репа прекрасно себя чувствовала в сложных климатических условиях России. На неплодородных почвах (а их очень много в средней полосе), репка давала стабильный урожай. Про ее неприхотливость даже есть поговорка: “Проще пареной репы” — так говорят о совсем простом деле.
Корнеплоды могли храниться до весны. Специальных условий для этого не требовалось. Они обеспечивали крестьянские семьи питанием в самое голодные времена. Если другие культуры гибли из-за погоды, репа, быстро высаженная на репищах (расчищенные лесные участки), нередко спасала от голодной смерти.
Ее ценили и почитали. Она была основой рациона для русичей. Не случайно о репе сочиняли предания, а голод из-за ее неурожая считался настоящим бедствием. Ведь репу применяли почти во всех блюдах русской кухни: варили супы и каши, делали квас. Ее использовали как начинку для пирогов, ею фаршировали птицу. Было принято заготавливать ее на зиму.
В народной медицине репа тоже занимала важное место. Она служила средством от кашля, облегчала зубную боль, и даже использовалась при лечении сердечных и глазных недугов. Существовало поверье, что употребление репы с яйцом и луком способно вернуть мужскую силу. В качестве продукта питания и в лечебных целях репа была доступна всем слоям населения, включая царских особ.Народные блюда из этого корнеплода действительно вкусны и полезны.
«Плевальщицы» — уважаемая профессия

Хорошие плевальщицы были очень востребованы. / www.trendymen.ru
Так почему же репой, такой важной культурой, без смущения плевались? Ответ кроется в особом способе посева. Именно выплевыванием семян и засеивали репу. Хороший огородник знает: репные семена необычайно малы! Их количество в одном грамме может достигать шести сотен. И при таких условиях старались беречь каждое семечко, ведь репа, как уже говорилось, служила базой для пропитания.
Урожай напрямую зависел от правильности посева. Требовалось посеять корнеплод грамотно, соблюдая равномерность, не теряя ни одного зернышка. Из-за микроскопического размера семян провернуть это вручную было почти нереально. Потому репу сеяли особым способом. Плевальщица набирала в рот семена, затем аккуратно, с точностью и быстротой выплевывала их на грядки. Каждое семечко было ценным. Поэтому не должно было пропасть ни грамма. С такими работницами расплачивались по-разному. Кто мог, платил деньгами. Но чаще плевальщице давали долю урожая.
Естественно, такой способ требовал определенной сноровки. Именно потому в каждом селе существовали свои “мастерицы-плевальщицы, то есть женщины, которые лучше всех справлялись со своими задачами. Их специально звали, когда нужно было сеять репу. Как писал исследователь А. Стрижев в своих работах, такие умелицы ценились, словно золото. Их слава распространялась далеко за пределы родных мест. Почему «плевались» именно женщины? Это объясняется тем, что издавна репу считали женским растением.
Картошка побеждает репу

Постепенно главной овощной культурой стал картофель. / www.cdni.rbth.com
C появлением картофеля профессия “плевальщиц” утратила свою ценность. Массовое внедрение картофеля, по примеру Европы, столкнулось с саботажем. Исполнение государственных указов срывалось на всех уровнях. Навязываемое сверху насаждение встречало отпор. Противились не только крестьяне, но и местные чиновники. Власти на местах лишь делали вид, что выполняют приказы. Они не обращали внимания на отказ от новой культуры.
Сопротивление крестьян имело причины. И они были рациональны. Во-первых, сажать картофель приходилось вручную. В отличие от репы, семена которой разбрасывали, картофельный клубень требовал отдельной ямки. Это был дополнительный труд для крестьянина. Во-вторых, были нередки отравления. Несмотря на инструкции, люди продолжали есть зеленые клубни. В-третьих, навязывание новой культуры вызывало протест. Крестьяне боялись, что придется трудиться больше без вознаграждения. Ведь крепостным и так ничего не полагалось. В-четвертых, играл роль традиционализм. Перемены вызывали страх и отрицание. “Как деды жили, так и мы проживем” — этот принцип определял отношение к нововведениям. В особенности в вопросах пропитания. Важным был и религиозный аспект. Картошку нарекли “чертовым яблоком”. Ее считали результатом проделок черта.
При Николае I государство снова попыталось внедрить картофель силой. Это вызвало крестьянские восстания в 1834-1844 годах. «Картофельные бунты» показали глубину народного недовольства. Восстания стали возникать почти одновременно в разных губерниях. Крестьянами уничтожались картофельные поля. Отказывались от семенного материала. Били чиновников. Иногда даже происходили столкновения с войсками.
После подавления бунтов саботаж продолжался. Картофель сажали для виду. Основные площади отводили под репу. Местные чиновники, оценивая бесперспективность насилия, нередко просто закрывали глаза на уловки. Они ограничивались формальными отчетами. Однако постепенно репа начала уступать свои лидирующие позиции, отдавая первенство картофелю. И постепенно профессия “плевальщиц” сошла на нет, а вместе с ней был забыт и этот оригинальнейший способ посева семян.
Но победа досталась картофелю непросто: Картофельные бунты на Руси и почему крестьяне боялись корнеплод пуще неприятеля.


