История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    

Бармы царя Алексея Михайловича, одна из самых ценных царских регалий

Бармы царя Алексея Михайловича, одна из самых ценных царских регалий

Такие царские регалии, как шапка Мономаха, скипетр и держава, знают все, а вот про бармы многие даже не слышали. А, между тем, это один из самых древних символов власти на Руси.

Бармы – это широкие оплечья со священными изображениями, украшенные драгоценными камнями. До времен Петра Великого их возлагали на свои плечи русские государи как при венчании на царство, так и в других торжественных случаях.

Бармы на Руси известны давно, еще со времен феодальной раздробленности, возникшей после распада Киевской Руси. Считается, что обычай носить бармы пришел к нам из Византии.

После того, как Иван III взял в жены принцессу Софью Палеолог из Византии, греческий император Константин XIX Мономах передал для него Шапку Мономаха, животворящий золотой крест и бармы.
«Ожерелье, сиречь Святыя Бармы, яже на плещу свою возлагаше».

С тех пор бармы стали неотъемлимой частью коронационных регалий.
К сожалению, как выглядело это драгоценное украшение, неизвестно, поскольку оно не сохранилось.

Украшали бармы либо шитьем, либо драгоценными медальонами, которые нашивали на круглый воротник.
Носилось это богатство вот так:

Бармы Федора Иоанновича

Бармы Федора Иоанновича


Бармы царя Михаила Федоровича

Бармы царя Михаила Федоровича


После смерти Михаила Федоровича государем всея Руси в 1645 году был объявлен его старший сын Алексей.

Царь Алексей Михайлович

Царь Алексей Михайлович


«В лето 1645 сентября в 28... великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович... изволил венчатися царским пресветлым венцем и святыми бармами, еже есть диадимою по древнему царскому чину... А как прииде время, и благочестивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович... послал из Золотые полаты на казенной двор по животворящий крест Господень и по святые бармы.... и по весь царский чин своего государева боярина Василья Ивановича Стрешнева... А несли с казенново двора царский чин: протопоп Стефан нес святый животворящий крест Господень, в нем же древо святаго животворящаго креста Господня, да святые бармы, еже есть царская диадима, да царский венец, еже есть шапка Мономахова, да чепь злату, а нес на главе на златом блюде, под драгою низаною пеленою с драгим со многим камением, с великою честию, со страхом и трепетом и со всяцем благоговением и благочинием, и тихо и зело стройно».

Царь Алексей Михайлович с шитыми бармами-оплечьем (фрагмент)

Царь Алексей Михайлович с шитыми бармами-оплечьем (фрагмент)


Во времена его правления царская казна пополнилась новыми коронационными регалиями, сделанными греками, проживающими в Стамбуле – скипетром, державой и бармами. Возможно, это связано с тем, что греки-ювелиры из мусульманской страны в то время слыли на Руси первоклассными мастерами.

Держава. Стамбул, 1662 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Скипетр. Стамбул, 1658 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Принадлежали царю Алексею Михайловичу

Держава. Стамбул, 1662 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Скипетр. Стамбул, 1658 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Принадлежали царю Алексею Михайловичу


Хотя некоторые украшения и цветовое решение скипетра и державы выполнены в турецких художественных традициях – на контрастном сочетании зеленых эмалей и красных рубинов, в их орнамент включены сцены из 12 самых главных православных праздников: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Уверение апостола Фомы, Сошествие Святого Духа, Вознесение, и венчают их православные кресты.

Бармы на оплечье Константинополь (Стамбул). II половина XVII в. Золото, камни драгоценные, мастика. Литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба. Принадлежали царю Алексею Михайловичу

Бармы на оплечье Константинополь (Стамбул). II половина XVII в. Золото, камни драгоценные, мастика. Литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба. Принадлежали царю Алексею Михайловичу


Бармы представляли собой широкий белый воротник из шелка, украшенный медальонами.
Их круглые золотые пластинки, расписанные яркой разноцветной эмалью, обрамлены золотыми ажурными оправами, усыпанными сверкающими рубинами, алмазами, изумрудами. Всего на этих медальонах насчитывается 500 драгоценных камней, из них 248 алмазов.

Всего медальонов семь, три из них покрупнее, четыре поменьше.

Один крупный медальон выделяется из всех по форме и цветовой гамме. Видимо, он должен находиться в центре, а два других, имеющие выпуклую форму, на плечах.

На центральном медальоне изображена сидящая на троне Богоматерь с Иисусом Христом на коленях. Два ангела держат над ней корону.

Венчание Пресвятой Богородицы

Венчание Пресвятой Богородицы


На одном из плечевых медальонов изображен крест и христианские святые, император Византии Константин Великий и его мать Елена.

Обретение Креста святыми Константином и Еленой

Обретение Креста святыми Константином и Еленой


На другом медальоне показано, как святой Меркурий в обличье воина поражает копьем гонителя христиан императора Юлиана Отступника.

Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем имп. Юлиана

Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем имп. Юлиана


И четыре медальона поменьше:

Пение псалмов царём Давидом

Пение псалмов царём Давидом


Сотворение мира

Сотворение мира


Цари, апостолы, праведники

Цари, апостолы, праведники


Сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа


В Оружейной палате хранится также тронное кресло, привезенное царю в подарок купцами. Изготовили его персидские мастера.

Иран, 1659 год. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево, ткань; литье, чеканка, басма, лицевое и декоративное шитье, лаковая миниатюра по дереву. Высота: 161 см. Ширина: 75,5 см. Длина: 51 см. Принадлежал царю Алексею Михайловичу

Иран, 1659 год. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево, ткань; литье, чеканка, басма, лицевое и декоративное шитье, лаковая миниатюра по дереву. Высота: 161 см. Ширина: 75,5 см. Длина: 51 см. Принадлежал царю Алексею Михайловичу


Основа трона сделана из сандалового дерева, а облицован он пластинами из золота и серебра, украшенными причудливыми узорами из драгоценных камней. Алмазов на этот трон пошло так много, что его стали называть "Алмазным".

На спинке трона – надпись, прославляющая царя:
"Могущественному и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659".
Вручив этот подарок царю, купцы надеялись выпросить у него взамен право “беспошлинной торговли”, однако, царь на это не пошел и просто выкупил у купцов этот трон.

Огромный интерес сегодня представляют и 6 драгоценных венцов русских царей. Вот уж точно - тяжела ты шапка Мономаха!

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








12760
10.10.2017 13:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите также