Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Рембрандт Харменс ван Рейн – явление в истории живописи особенное, уникальное, и нет ничего удивительного в том, что на право считаться частью его наследия вот уже два века претендуют тысячи картин. Была среди них и эта необыкновенная картина. Она стала фигурантом настоящего расследования, благодаря которому восторжествовала справедливость.


Картина «Саул и Давид»



Рембрандт. «Саул и Давид»

Рембрандт. «Саул и Давид»


В отличие от большинства соотечественников - собратьев по профессии, Рембрандт писал масштабные произведения – рассчитанные не на комнаты простых бюргеров, а на дворцы или, по крайней мере, просторные залы больших домов. Но картина «Саул и Давид», чьи первые следы обнаруживаются в тридцатых годах позапрошлого века, считалась не самой выдающейся по размерам – 130 на 164,5 сантиметров. Впоследствии, правда, выяснилось, что такой она была не всегда.

На холсте изображен израильский царь Саул и Давид, его приближенный, играющий на арфе. Царь растроган, утирает слезу краем занавеса. Рукой он придерживает копье.

Дж. Тиссо «Самуил встречает Саула»

Дж. Тиссо «Самуил встречает Саула»


Этот сюжет взят из книги Ветхого Завета. Саул, возможно, реально существовавший правитель, живший в XI веке до н.э., был выбран и помазан на царство пророком Самуилом по воле Бога. Первое время он достойно правил народом Израиля, был любим и почитаем.

Со временем, однако, его отношения с Самуилом ухудшились, Саул стал совершать поступки, которые казались тому святотатством и противоречием божьей воле. К тому же, царь стал подвержен меланхолии и приступам гнева, рассвирепев, он был готов убить собственного сына. Тогда на царство был тайно помазан уже Давид – тот самый, что перед сражением с филистимлянами победил Голиафа.

Давид превосходно играл на арфе, а музыка была тем единственным, что могло успокоить вспыльчивого Саула. Эту сцену и выбрал художник для своего полотна, что было скорее редкостью для живописцев, обращавшихся к этому ветхозаветному персонажу: обычно царя изображали разъяренным, с копьем, направленным на Давида.

Так изобразил Саула и Давида итальянский художник Гверчино

Так изобразил Саула и Давида итальянский художник Гверчино


Рембрандт не единожды обращался к этому персонажу, он написал в том числе картину «Давид и Ионафан», где изобразил сцену прощания Давида с сыном Саула

Рембрандт не единожды обращался к этому персонажу, он написал в том числе картину «Давид и Ионафан», где изобразил сцену прощания Давида с сыном Саула


Давиду потом пришлось бежать и скрываться – мнительный царь видел в нем угрозу. Он даже готов был расправиться с тем, кого приблизил к себе и за кого выдал дочь. Тогда победитель Голиафа бежал; он не вернулся на родину до самой гибели царя, которая наступила в новой битве с филистимлянами: Саул покончил с собой, бросившись на свой меч. Преемником его стал Давид, который правил сорок лет.

Произведение, которое очень ценили любители искусства



Абрахам Бредиус, владелец картины

Абрахам Бредиус, владелец картины


В 1830 году картина «Саул и Давид» была продана на аукционе в Париже, потом сменила несколько владельцев, она даже путешествовала за океан и побывала на выставке в Америке. В 1898 году произведение приобрел Абрахам Бредиус, директор Королевской галереи Маурицхейс в Гааге. Если у кого-то в те времена и возникали сомнения в принадлежности картины кисти Рембрандта, то только не у Бредиуса. Он считал, что «Саул и Давид» - одно из важнейших произведений великого голландца, и сам чувствовал сильную эмоциональную связь с этим произведением, отождествляя себя с царем.

Картина была выставлена в галерее, а после смерти Бредиуса в 1946 году перешла в собственность Маурицхейс. Все было благополучно до конца шестидесятых годов, когда за исследование творчества Рембрандта взялась группа амстердамских ученых с целью установить, какие из многочисленных приписываемых художнику работ действительно были созданы им. По заключению эксперта Хорста Герсона, картина «Саул и Давид» не принадлежала кисти Рембрандта, ее автор считался неустановленным.

За время своего существования картина неоднократно подвергалась обработке и реставрации, старый лак пожелтел и потрескался

За время своего существования картина неоднократно подвергалась обработке и реставрации, старый лак пожелтел и потрескался


Лишенный статуса шедевра, холст отправился в хранилище Маурицхейс. Тем временем, несмотря на категоричное мнение эксперта – чего в те годы было достаточно для принятия решения об атрибуции, у других ученых возникали возражения. Ряд стилистических несоответствий, например, они объясняли тем, что картина создавалась в два этапа – полотно состояло из нескольких частей, разрезанных и потом соединенных заново, к тому же хранило следы реставрации.

За семь лет было проведено множество исследований, и оно того стоило

За семь лет было проведено множество исследований, и оно того стоило


В 2007 году началось настоящее расследование, целью которого было окончательно подтвердить или опровергнуть авторство Рембрандта в отношении картины. По инициативе музея была собрана группа специалистов и применены новейшие технологии, включавшие рентгеноскопическое исследование, химический анализ краски и холста, использование ультрафиолетовых и инфракрасных лучей.
На протяжении семи лет международная команда экспертов изучала картину «Саул и Давид» и наконец объявила результаты своей работы: картина несомненно является произведением Рембрандта.

Преступление, раскрытое не до конца



Фрагмент картины. Давид

Фрагмент картины. Давид


О том, как проводились исследования и к каким выводам пришли специалисты, рассказывала директор галереи Эмили Горденкер, которая справедливо назвала преступлением то, что было совершено в отношении картины. Эксперты обнаружили, что холст состоит из пятнадцати разных кусков, представляя собой «своеобразное лоскутное одеяло». По всей видимости, когда-то в прошлом картину обрезали по краям, разделили на три части, потом соединили две из них – те, на которых изображены фигуры Саула и Давида. Правый верхний угол был взят от другой картины и долгое время он отличался по цвету от остальных частей, пока в 1899-1900 годах реставратор не закрасил этот фрагмент в более темный тон. По краям картины были присоединили небольшие обрезки холста.
Судьба утраченной части этого произведения остается неясной – возможно, там был изображен третий персонаж. Неизвестна и причина, по которой картина подвергалась таким варварским преобразованиям. Во всяком случае, точно установлено, что писал произведение именно Рембрандт, причем делал он это в два этапа: с 1651 по 1654 годы и с 1655 по 1658.

После возвращения из лабораторий картина заняла свое место в галерее

После возвращения из лабораторий картина заняла свое место в галерее


В 2015 году состоялась выставка, проходившая под названием «Рембрандт? Дело Саула и Давида», подчеркнувшим почти детективный характер проведенного расследования. После окончания выставки картина заняла свое место в постоянной экспозиции галереи. На произведении по-прежнему видны швы, их не скрывают – своей целью музей ставит показать посетителям не только сам холст, но и его удивительную историю.

Ценителям искусства нелишним будет знать и о том, как может выглядеть подпись под картиной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








14333
11.05.2020 21:43
В закладки
Версия для печати




Смотрите также