Как дочь богатого ювелира вопреки родителям вышла за бедного Мойшу, а стала женой знаменитого художника

Богатые витебские евреи Розенфельд мечтали о перспективном замужестве своей дочери. Торговцы ювелирными изделиями скрупулезно подыскивали для нее достойного супруга. Каково же было разочарование, когда Бася связалась с бедным художником. Мать недоумевала и восклицала: «Жених твой щеки румянит, да глаза подводит, как красна девица». Но девушка все решила и не собиралась отступаться даже вопреки родительской воле. И не прогадала. Через время бесславный Моисей Сегал превратился в знаменитого Марка Шагала, а в истории мирового искусства появилась история безумно красивой любви.
Из разных миров

Прогулка,1917. / Фото: www.ru.pinterest.com
Марк и Белла росли в Витебске в одно и то же время, в городе, который в XVIII веке Екатерина II определила поселением для евреев. Вот только Мойша Сегал обитал на бедной окраине в районе Песковатики среди кур и коз. А купцы Розенфельды во всю наслаждались цивилизацией крупного города. Несмотря на совершенно разный уровень жизни, Мойша и Башенька росли в атмосфере заботы и любви. Мать будущего художника души не чаяла в своем первенце, все позволяла кудрявому красавчику, неприкрыто выделяя его из всех остальных детей.
Деловая мадам Розенфельд любила дочь по-своему, не запрещая мужу всячески баловать девочку. Свой талант Шагал раскрыл с первых классов гимназии, где преуспевал по двум предметам - геометрии и рисованию. И тяготился в академических принципах первого преподавателя в художественной школе, выражая бунты индивидуальным цветом, линией, композицией. Белла же прилежно осваивала французский с немецким, планируя продолжать обучение в Москве или Санкт-Петербурге.

Над городом, 1918. / Фото: www.ru.pinterest.com
В 1907-м Бася вместе с подругой подали прошение о вступлении на женские курсы Герье. Обучение стоило дорого, но родители могли себе позволить. Тауба Брахман вскоре перевелась на Бестужевские курсы, стала Теей (а Мойша Сегал — Моисеем Шагалом) и натурщицей Шагала. Она и свела Марка с Беллой в собственном доме. О том дне Шагал оставил однозначную запись:
"И я понял: это моя жена.
На бледном лице сияют глаза. Большие, высокие, черные! Это мои глаза, моя душа".
Вторила ему в своем дневнике и Белла:
"Я не смею поднять глаза и встретить его взгляд. Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Я плыву в них, как в реке".
Всюду вдвоем

Безмерно любил и бесконечно рисовал. / Фото: цццюru.pinterest.com
Год Белле и Марку пришлось доказывать ее родителям всю серьезность чувств. Марк клялся, что заработает денег, для чего уехал в Санкт-Петербург учиться к Леону Баксту, а потом в Париж, где художника настиг первый успех. Бывалый русский коллекционер Морозов заплатил за картину «Парикмахерская» сумму, которой хватало на свадьбу и отдельную жизнь с Беллой. Пока Марк колесил по миру, влюбленные вели трогательную переписку. В 1915-м наконец поженились, а уже в следующем году родилась их дочь Ида. Белла оставила учебу и карьерные амбиции, отдав всю себя семье.
Первая мировая, две революции, непроходящая борьба за выживание – ничто не смогло ослабить чувства Марка и Беллы. Шагал не смог вывезти жену и дочь в Париж и открыл в Витебске художественную школу, зарабатывая на жизнь. Параллельно создавал декорации для театров, неустанно писал картины и боролся за свое место в мире живописи. Белле приходилось торговать своими драгоценностями, чтобы дочь не голодала. В 1923-м им все же удалось переехать во Францию. В Париже к Шагалу пришел истинный успех: картины продавались, поступали новые заказы, работа щедро оплачивалась. И главное, как всегда рядом была Белла. Он постоянно ее рисовал - любимую жену и вдохновляющую музу.

Выставка Шагала в Лувре. / Фото: www.warball.ru
Но даже за рубежом в жизнь снова вмешалась политика. В Германии власть перешла Гитлеру, и на выставке под названием «Дегенеративное искусство» в Мюнхене выставили картины еврея Марка Шагала. В 1941-м семья сбежала из оккупированной Франции, чудом не пострадав от еврейских погромов. Шагалу повезло, и он добрался до США.
Ранняя смерть Беллы

Никто не смог заменить Беллу. / Фото: www.culture.ru
Марк Шагал всю свою жизнь воспринимал любовь, как всепоглощающее чувство, дарящее невесомость. Одна из самых ярких иллюстраций тому - картина «Над городом». Вместе с Беллой художник парит над городом, а все происходящее на земле где-то там внизу. Сам Марк вполне серьезно отмечал, что рядом с женой физически ощущает невесомость и покой. Полотно «День рождения» изображает их парящими в спальне над мебелью, а на картине «Обнаженная над Витебском» Белла нагишом возвышается над родным городом.
Ида росла в любви и согласии, впитывая чувства родителей. Спустя время именно она поддержала отца, убитого горем после смерти жены. Только дочь удержала его в шаге от суицида. На картинах Шагал пишет девочку в образе ангела, оберегающего семейный союз. После 29 лет совместной жизни, проведенной в бесконечной любви и нежности, Белла внезапно заболела. Тогда, в 1944-м, как раз приходили новости об освобождении Парижа. Шагалы все еще мечтали туда вернуться. Но состояние Беллы не позволяло отправляться в путь, ей становилось хуже с каждым часом. Шагал повез жену в больницу, а там выяснилось, что подходящие лекарства отсутствуют.

Он и она. / Фото: www.mos.ru
В воспоминаниях Марк Шагал утверждал, что персонал больницы отказал в помощи, узнав, что Белла еврейка. Ида отправилась добывать пенициллин, жизненно необходимый матери и весьма редкий по тем временам. Но когда девушка вернулась с препаратом домой, было поздно: мать впала в глубокую кому. Дочь всегда считала, что Беллу Шагал убила стрептококковая инфекция в горле, но в качестве официальной причины смерти указан сахарный диабет.
Долгие месяцы после похорон Марк Шагал даже не пытался рисовать. Спустя год он создал для могилы любимой надгробие и в паре с дочерью опубликовал книгу воспоминаний жены. Кое-как придя в себя, Марк решил продолжать воспевать уже покойную любимую в своем творчестве. Шагал дожил до 1985 года. Рядом с художником на протяжении долгой жизни были и другие женщины, но Беллу заменить никто не смог. Так вдохновенно он не растворялся ни в одной спутнице, никого больше так часто не писал.
Не только Шагалу пришлось покинуть родину. Битва за свободу выражения: скандальные истории художников, ставших жертвами цензуры и вынужденных эмигрировать.


