Как нищая сирота стала первой темнокожей балериной: Как живёт в свои 43 Мисти Коупленд

Десять лет назад Мисти Коупленд, сидя на торжественной пресс-конференции, организованной по случаю назначения ее примой-балериной Американского театра балета, едва сдерживала слезы радости и гордости. Это была весьма необычная ситуация для всех, поскольку при повышении статуса артиста, как правило, ограничиваются кратким пресс-релизом. Но это была Коупленд, слава которой распространилась далеко за пределы замкнутого мира балета. Она стала первой темнокожей танцовщицей, удостоившейся такой чести за 75-летнюю историю театра.
Спасательный круг для нищей бездомной девочки

Мисти Коупленд в детстве
Мисти родилась в 1982 году в Канзас-Сити, и росла в полной нищете в Южной Калифорнии. Отца она не знала, а мать с трудом сводила концы с концами, чтобы прокормить пятерых ее братьев и сестер. У них не было своего дома, они жили все вместе в одной убогой комнатке мотеля, и дети по вечерам боролись за лучшее место для сна на полу.
Мисти любила танцевать, она делала это весьма изящно, хотя до тринадцати лет не занималась серьезно танцами. Находя для себя утешение в танце, она стала посещать уроки балета, которые вела Синтия Брэдли, креативный директор балетной школы. Тринадцать лет - уже достаточно поздний возраст для начинающей балерины, но Мисти с такой страстью взялась за осваивание этого искусства, что уже через месяц после своего первого урока уверенно танцевала на пуантах, а всего через год стала выступать как профессиональная балерина.
Она ходила на занятия каждый день, не думая о том, как она будет добираться домой поздно вечером, где будет спать ночью, что будет есть на ужин, и будет ли он у нее вообще. Главное - каждый день после школы приходить в студию, надевать пуанты, стоять у станка и оттачивать до совершенства элементы. Вскоре Синтия Брэдли предложила девочке переехать жить к ней, чтобы быть ближе к студии.
В 15 лет Мисти выиграла первый приз в категории балета на церемонии вручения премии Los Angeles Music Center Spotlight Awards, в 16 была включена в летнюю интенсивную программу Американского балетного театра на полную стипендию, в 18 стала стипендиатом премии National Coca-Cola, а еще через год была принята в кордебалет театра.
Мисти Коупленд / Фото: .theguardian.com
Это были достижения, неслыханные для любой классической балерины, не говоря уже о темнокожей танцовщице. Балет стал для Мисти спасательным кругом, благодаря которому она смогла вырваться из своего нищенского существования, реализовать все свои возможности и достичь небывалых высот.
Невероятная новаторская карьера темнокожей балерины

Мисти Коупленд
Творческий путь Мисти не был усыпан розами, ей приходилось преодолевать множество препятствий и бороться за свои возможности. Темнокожие девушки всегда считались неприспособленными для балета, и не только из-за цвета кожи, но и из-за особенностей телосложения. Существовали стойкие убеждения, что они имеют врожденное плоскостопие, слишком большой таз и широкие бедра, из-за чего им даже не стоит пытаться надевать пуанты. Мисти на своем примере доказала, что это не всегда так, и все темнокожие люди выглядят по-разному, она твердо верила, что нужно просто ставить перед собой задачи и уверенно их реализовывать, работая над своим телом.
Мисти так упорно шла к своей цели, что ей решили дать возможность танцевать в классических спектаклях, и она оправдала доверие. Ее первое выступление в «Лебедином озере» произвело настоящую сенсацию. Благодаря ей в Американском балетном театре произошли значительные изменения, там стали по-другому подходить к кастингу темнокожих танцоров. Она вдохновляла их на занятия балетом, потому что сама была доказательством того, что, несмотря на цвет кожи, карьера может состояться на самом высоком уровне. И начинающие танцоры, видя афишу Мисти Коупленд на фасаде Американского театра балета, понимали, что этот волшебный мир уже не закрыт перед ними, как раньше.
Мисти исполняла множество классических и современных танцев, одной из самых важных для нее ролей в театре была главная роль в балете «Жар-птица», созданном специально для нее в 2012 году русским хореографом Алексеем Ратманским. В 2014 году Мисти исполнила главную партию «Клары» в постановке Американского театра балета «Щелкунчик», также поставленной Алексеем Ратманским. В 2015 году она дебютировала в роли Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» и вошла в историю балета как первая темнокожая танцовщица, исполнившая главную партию Одетты-Одиллии в постановке Американского театра балета «Лебединое озеро», во время его тура в Австралию.
Она была удостоена включения в Национальный зал славы Boys & Girls Club и получила награду Young, Gifted & Black на церемонии вручения наград Black Girls Rock! Awards 2013.
Мисти Коупленд в роли Одетты-Одиллии в балете Лебединое озеро / Фото: vanityfair.com
В июне 2015 года произошло самое важное событие в жизни темнокожей танцовщицы - Мисти Коупленд была повышена до примы-балерины театра, что сделало ее первой афроамериканкой, когда-либо получившей такой статус за 75-летнюю историю Американского театра балета. Ей было 32 года, что для балерины не так уж и мало, но последующие десять лет стали для нее восхождением на настоящий Олимп славы.
Чем Мисти Коупленд планирует заняться после завершения карьеры балерины

Мисти Коупленд
Недавно 42-летняя Мисти Коупленд объявила о завершении карьеры балерины, которое состоится в конце этого года, но она не собирается вешать пуанты на стену. Мисти воспринимает этот этап своей жизни как переход на новую, более качественную ступень. Впереди у нее много творческих планов. Прежде всего, она собирается продолжить работу в созданной ею благотворительной организации, через которую она начала учебную программу под названием Be Bold.
Мисти - активный филантроп. Ее благотворительная организация продвигает разнообразие и доступность танцевального образования и старается предоставить возможность танцевать как можно большему количеству детей, выросших в неблагополучных условиях, как и она сама.
Она написала несколько профессиональных книг о балете, а в 2014 году опубликовала мемуары о своей жизни. Ее последняя книга «Ветер в мою спину», посвященная ее покойной наставнице и подруге, пионерке балета Рейвен Уилкинсон, была опубликована в ноябре 2022 года.
Мисти также попробовала себя в кино, снялась в мюзикле Леонарда Бернстайна и в полнометражном фильме «Щелкунчик и четыре королевства» - адаптации балета Чайковского, основала свою продюсерскую компанию и сейчас работает над своим первым проектом - фильмом «Flower», рассказывающем о немом искусстве, в котором также отражена тема бездомности.
Мисти Коупленд / Фото: apnews.com
В 2016 году Мисти вышла замуж за адвоката Олу Эванса и сейчас у них подрастает сын. Мисти считает, что сейчас для нее самое время вступить в новый этап своей жизни, заняться воспитанием сына и продолжить формировать балетный мир и культуру. И, конечно же, окончание ее профессиональной карьеры, как говорит сама Мисти Коупленд, не означает, что она больше никогда не выйдет на сцену. Загадочно улыбаясь, она вспоминает легендарную балерину Эйлин Крамер, которая танцевала до 110 лет.


