Прибегнуть к услугам пластического хирурга во времена СССР могли немногие. Клиентами единственного в стране Института красоты становились, в основном, знаменитости и жёны видных политических деятелей. Самым же известным и востребованным хирургом был Александр Шмелёв, у которого не раз оперировалась Любовь Орлова. В начале февраля 1986 года он скончался в результате полученной при невыясненных обстоятельствах травмы головы, а в числе виновников его гибели называли представителей спецслужб.
Опасная профессия
Профессор П.А. Демидов и заведующий хирургическим отделением поликлиники кандидат медицинских наук А.С. Шмелёв (справа) проводят консультацию пациентки перед операцией. / Фото: www.visualrian.ru
Жизнь Александра Шмелёва была связана с институтом красоты, правда, его имя старались особенно не афишировать, да и он сам вовсе не стремился к публичности. Напротив, Александр Сергеевич вёл очень закрытый образ жизни, категорически отказывался от контактов с незнакомыми людьми и лучше всего себя чувствовал, кажется, только в операционной, где проводил блестящие операции.
Спрос на них был чрезвычайно высок, однако простым смертным вход в отделение пластической хирургии был практически закрыт. Сюда приходили знаменитости, жены партийных работников и те, кому пластическая операция была жизненно необходима. Но к доктору Шмелёву попадали только элитные пациенты. К примеру, Любовь Орлова, постоянная клиентка Александра Сергеевича. Говорят, что в благодарность за удачно проведённую операцию советская кинодива даже попросила супруга снять доктора в фильме «Скворец и Лира», где играла сама в роли молодой разведчицы.
Любовь Орлова. / Фото: www.zverjata.ru
В любом случае, Александр Шмелёв действительно в картине Григория Александрова играет сам себя, пластического хирурга Александра Сергеевича. Съёмки в «Короле и Лире» имеют особое значение, так как фотографий и видеозаписей талантливого хирурга почти не осталось.
Скрытность Александра Шмелёва вполне объяснима, если учитывать весьма известных людей, приходивших к нему в операционную. При жизни хирурга об этом не говорили, но уже в 1990-е стало известно об участии Александра Сергеевича в секретной операции «Доминго».
Луис Корвалан. / Фото: www.lv.baltnews.com
В этой операции, утверждённой непосредственно в ЦК КПСС, принимало участие порядка ста человек, а суть её заключалась в возвращении в Чили лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана. После убийства Сальвадора Альенде Корвалан оказался в тюрьме, а затем советское руководство обменяло его на одного из диссидентов. Через четыре года и была разработана спецоперация по возвращению Луиса Корвалана из Москвы на родину, и на одном из этапов Хорхе (новое имя лидера) должен был получить совершенно новую внешность.
Луис Корвалан в последние годы жизни. / Фото: www.baricada.org
Проводил операцию в условиях строжайшей секретности на переоборудованной под операционную подмосковной даче, конечно, Александр Шмелёв. Историки предполагают, что у доктора Шмелёва и его ассистентов уже был опыт изменения внешности сотрудникам разведки. В любом случае, Луис Корвалан на самом деле получил новую внешность и смог перебраться в Чили.
Уже после смерти Александра Шмелёва были высказаны предположения, что именно та часть его профессиональной деятельности, которая была связана с изменениями внешности разведчиков и Луиса Корвалана, могла послужить причиной для устранения хирурга.
Невыясненные обстоятельства
Александр Шмелёв. / Фото: www.laptrinhx.com
В конце января 1986 года Александр Сергеевич неожиданно отправился в посёлок Томилино на дачу. Впрочем, его супругу, остававшуюся в Москве, подобное поведение мужа не насторожило, он часто срывался с места, а через пару дней возвращался в город. Однако в этот раз его отсутствие затянулось. Через четыре дня она попросила брата Александра Шмелёва поехать на дачу и убедиться в том, что с мужем всё в порядке.
На стук в доме никто не ответил, хотя замок был явно заперт изнутри, и брат хирурга был вынужден взломать дверь. В комнате он обнаружил Александра Сергеевича лежащим на полу, но живым. Спустя сутки пластический хирург скончался в больнице. Он всё время пытался что-то сказать, но так и не смог.
Александр Шмелёв в фильме «Скворец и Лира» . / Фото: www.wday.ru
Заключение медиков было однозначным: «Нарушение мозгового кровообращения, отёк мозга, наступившие в результате удара шейными позвонками об угол деревянного стола». Всё казалось вполне логичным, ведь в последний год Александр Шмелёв пристрастился к спиртному. Учитывая отсутствие у него ноги, потерянной ещё во время Великой Отечественной войны, он вполне мог упасть и удариться спиной об угол стола.
После смерти хирурга его дачу осматривали сотрудники милиции, не обнаружившие ничего подозрительного. Там не было ни следов взлома, ни доказательств присутствия посторонних. Были проведены дополнительные экспертизы, в результате которых дали окончательное заключение о неудачном падении.
Александр Шмелёв справа, на фотографии благодарственная подпись Любови Орловой. / Фото: www.yandex.net
Но позже, уже в 1990-е всплыла тема причастности спецслужб к смерти лучшего пластического хирурга СССР. Якобы, обставить гибель Шмелёва, ставшего слишком разговорчивым в последнее время, как несчастный случай, было вполне им по силам. Журналисты провели собственное расследование и пришли к заключению о том, что он слишком много знал и стал распространяться о вещах, о которых говорить было нельзя.
Но уже в наше время эксперты пытались найти доказательства причастности спецслужб к гибели Александра Шмелёва, но сделали вывод: силовики точно бы сделали всё наверняка и не стали оставлять хирурга в живых, так как он мог прийти в себя и всё рассказать. Не нашли исследователи ни единого подтверждения и альтернативной версии гибели Шмелёва, согласно которой его могли устранить представители преступного мира, тайно менявшие у него внешность и боявшиеся разоблачения. На сегодняшний день всё же единственным логичным объяснением гибели лучшего пластического хирурга является банальный несчастный случай.
О пластической хирургии в советское время не говорили. Прибегать к услугам пластических хирургов было не принято, а проводимые операции, как правило, держались в тайне. При этом пластическая хирургия развивалась довольно быстрыми темпами, но пользовались её достижениями, в основном, звезды советского кино и партийная элита. Работала советская индустрия красоты и в политических интересах, перекраивая лица тех, кому необходимо было оставаться неузнанными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: