Москва 20-х годов XX века
Фотоальбом «Москва 1920-х», изданный в Германии, будет интересен не только любителям истории, но и людям, увлекающимся фотографией. Во-первых, снимки в нём собраны действительно уникальные, а во-вторых делали эти снимки иностранцы.
Снимки раннего СССР, сделанные фотографами-иностранцами, нередко бывают более интересными, чем фото отечественных, даже самых профессиональных фотографов. Скорее всего, дело в том, что вряд ли коренному жителю придёт в голову фотографировать самые обычные, казалось бы, городские кварталы или здания, тогда как иностранец обращает на них особое внимание и видит их, порой, с весьма неожиданного ракурса. Так было с фотографиями дореволюционной России 1896 года, сделанными Франтишеком Кратки, тоже самое произошло и с фотоработами из выпущенного в Германии альбома «Москва 1920-х».
Идут годы, окружающая действительность меняется, но благодаря иностранным фотографам можно спустя годы увидеть детали старой Москвы, которые местные фотокорреспонденты не замечали. А возможно, они просто не представляли для наших фотографов серьезного интереса. В объектив же иностранцев тем временем попадали не только радостно-протокольные события, но и повседневная жизнь и быт советских людей.
Вид зимней Москвы с Воробьевых гор.
Современные москвичи привыкли, что из-за водосбросов и гидроузлов лёд на Москве-реке не становится, а ведь всего каких-то 90 лет назад Лужники (кстати, название это дано по находящимся здесь заливным лугам) зимой превращались в огромное снежное пространство, по которому были разбросаны лишь редкие домишки. На фото видна проходящая по московской окружной железной дороге граница столицы, за которой в самой Москве возвышаются башни Новодевичьего монастыря. Уже тогда справа от монастыря белели новостройки (сегодня это конструктивистский квартал между выходами из метро «Спортивная»). Современный престижный столичный район Хамовников, а тогда - городская окраина за Садовым кольцом, из которой проходилось в центр добираться целых полчаса (!) на трамвае.
Вид Москвы-реки, Кремля и Храма Христа Спасителя с Большого Москворецкого моста.
Стоит заметить, что до того, как были построены водохранилища, шлюзы и гидроузлы, уровень Москвы-реки в зависимости от сезона существенно менялся. Летом и зимой понижался настолько, что в отдельных местах реку можно было просто перейти пешком, зато весной река нередко выходила из берегов.
Вид Кремля.
В шатре на первом плане установлен Александру II Освободителю. Памятник этот в народе прозвали кегельбаном за протяжённые галереи.
Субботник в Москве.
В 1918 году здесь проходил субботник, на котором энтузиасты из числа рабочих и демонтировали памятник монаршей особе. Именно на этот субботник и приезжал сам вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, чтобы потаскать бревно. Об этом писали даже в детских книгах с яркими картинками. Правда, документальная хроника лоском не отличается.
Вид Кремля с площадки от Храма Христа Спасителя.
Интересно рассматривать набережные трамвайные столбы и фонари. Это направление в городской стилистике наблюдалось ещё в 1930-х, но в послевоенное время совсем исчезло. И Москва, в отличие от европейских городов, где традиции не прерываются, окончательно изменила былому облику.
Набережная Москвы-реки недалеко от Кремля.
Все люди на дореволюционных фотографиях обязательно носят головные уборы. В те годы появляться с непокрытой головой - опростоволоситься - было просто неприлично. Примерно так же, как сегодня выйти в город в нижнем белье.
Вид Кремля и угловой Беклемишевской башни.
Эта фотография интересна в первую очередь тем, что башня на ней ещё беленая. Тогда и Кремль белили, поскольку по старой русской традиции некрашеное – значит непорядок. Красным Кремль стал с приходом большевиков.
До войны застроен был практически весь Васильевский спуск. Старый Московорецкий мост остался за кадром, он находится правее.
Вид на еще белый Кремль и уютная набережная с аллеей.
Некоторые берут на себя смелость утверждать, что в Москве, в отличие от европейских столиц, нет старого города. Но это не так. Старый город Москвы - это Кремль. Как и в любом европейском городе это и есть район в пределах крепостной стены. Доступ в Кремль был закрыт при Сталине. До этого ворота всех башен были открыты, и ходить можно было, где угодно – этакий проходной район.
И сегодня официальный вход в Кремль - Кутафья-башня, которая в то время была сквозной.
Собор Спаса на Бору, известный с 1330 г. и снесенный в 1933 г.
А вот утерянное кремлевское сокровище - собор Спаса на Бору, известный с 1330 г. и снесенный в 1933 г. Храм на протяжении многих веков не раз перестраивался, но был при этом старейшей постройкой Москвы. Правда, это его не спасло от вандалов. По столице ходила легенда, что Сталин как-то проезжал мимо храма в автомобиле, увидел кучу дров, наваленных у его стен, и воскликнул: «Безобразие! Убрать!». Подчинённые не стали уточнять, что именно вызвало недовольство «отца народов», и храм был снесён.
Пролетарский оркестр на Красной площади.
Еще деревянный мавзолей В.И. Ленина.
Когда умер Ленин, на скорую руку на месте, где сегодня стоит мавзолей, был сооружён куб. Чуть позже в том же 1924 году вместо него установили ступенчатую пирамиду из дерева, а в 1930 году на её месте возвели известный на весь мир каменный мавзолей. Обратите внимание, особое умиление вызывает пальма на Красной площади.
Ремонт кремлевской стены.
Книжные развалы у кремлевских стен.
Лубянская площадь, ныне полностью уничтоженная.
А это Лубянка, одна из самых красивых площадей Москвы, к сожалению полностью уничтоженная. На фотографии – узкий проезд с Никольской улицы через Китай-городскую стену с башнями, рядом известная своими размерами огромная часовня Св.Пантелеймона. Особый интерес вызывают ровные дорожки, разрывающие брусчатку, которые были устроены для удобства пешеходов. Задний план украшает киоск Мосгорсправки, похожий на ракету.
Не сохранилась до нашего времени и Сухарева башня – ещё один шедевр петровской эпохи. Находилась башня на Сухаревской площади, ровно посредине Садового кольца.
Сухарева башня на Сухаревской площади.
Страстная площадь название своё получила по Страстному монастырю, уничтоженному в 1938 году. Памятник Пушкину, который стоял на Тверском бульваре, в 1950 году перенесли через улицу на место колокольни. На переднем плане тоже несохранившийся храм Дмитрия Солунского.
Страстная площадь.
В 1920-е на Тверской площади вместо Юрия Долгорукого возвышался обелиск советской конституции, этакая статуя свободы по-советски.
Тверская площадь в 20-е годы XX века называлась Советской.
Этот обелиск сделали, как говорится, на скорую руку, поэтому уже к концу 1930-х годов выглядел он весьма жалко. По Москве ходили шутки: «Почему у нас Свобода против Моссовета, потому что Моссовет против свободы». В результате циколпический монумент был демонтирован.
Тверская застава и путепровод.
Справа - старообрядческий храм. Хотя это место узнать весьма тяжело, храм всё же сохранился и в наше время. Сегодня за ним возвышаются огромные стеклянные офисные корпуса, построенные на улице Лесной и на площади Белорусского вокзала. На переднем плане - грузовой извозчик «ломовик», и тут же рекламный автомобиль "Автопромторга".
Триумфальная площадь.
Сегодня посредине Триумфальной площади расположен памятник Маяковскому. Сквера, который запечатлен на фото, нет уже давно, а здание бывшего цирка братьев Никитиных (второй Госцирк после цирка на Цветном бульваре) после войны было радикально перестроено. Сейчас в нём размещается театр Сатиры. О бывшем цирке напоминает только купол посредине серой коробки здания и круговая планировка помещений.
Никольская улица сейчас стала пешеходной.
Площадь Большого театра.
Уже вначале прошлого века Москва была мегаполисом, правда не таким гигантским, как сегодня, но общественного транспорта при этом было гораздо больше, чем в наши дни. Только на одной этой фотографии можно насчитать порядка десяти единиц наземного общественного транспорта, что для современных москвичей является просто фантастикой. При этом проезжая часть и пешеходные дорожки выделены при помощи разного покрытия.
Трамваи в Москве 20-х годов XX века.
Рынок в Москве 20-х годов XX века.
Московский рынок.
Еще не снесенный Храм Христа Спасителя.
Тверская улица в районе Камергерского переулка.
Набережная Москвы-реки.
Еще не расширенный Бородинский мост с изящными столбами для трамвайных проводов.
Старый Москворецкий мост с острыми ледорубами на опорах. Ледоходы были обычным явлением каждую весную, и необходимо было оберегать мосты от больших льдин.
На Москве-реке в 20-е годы XX века кипела жизнь.
Наводнение в Москве.
Ловля рыбы в Москве-реке.
Зимой вовсю шла заготовка льда для ледников. Глыбы клали на хранение в погреб и засыпали опилками. Продавали такой лёд на протяжении всего года, до следующей зимы. В отсутствие холодильников лёд в хозяйстве был вещью просто незаменимой: им наполняли шкафы-ледники, чтобы поддерживать внутри низкую температуру. Бизнес был весьма прибыльным.
Заготовка льда для ледников.
Стирка в Москве-реке.
В те годы об архитектурном облике Москвы пеклись мало, особый упор был на технический прогресс. Электрификация всей страны – главная забота! Нужно было протянуть ЛЭП, вот и протянули - прямо напротив Кремля.
Линии электро-передачи возле Кремля
Рабочие готовят асфальт у Метрополя
Гостиница Метрополь. Рядом варят асфальт. На тротуаре, с которого, кстати, есть пандус, - грибочки вентиляции, служившие для притока смотровые колодцы канализации свежего воздуха.
В отличие от цветных фотографий дореволюционной России, сделанных Проскудиным-Горским, и фотографий дореволюционной России 1896 года, сделанными Франтишеком Кратки, эти фотоработы рассказывают о первых годах молодого советского государства, предоставляя потомкам великолепную возможность сравнить быт простых людей незадолго до революции и через некоторое время после неё. Не менее впечатляюще, чем старые фотографии, смотрится сказочное видео Москвы 1908 года.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Убожество какое-то. Хорошо, что всё это уже в прошлом.