История о герое Тесее, победившем чудовище Минотавра, и красавице Ариадне, передавшей возлюбленному клубок ниток для выхода из Лабиринта, настолько прекрасна, что не нуждается в объяснениях и доказательствах, обещая жить в мировой культуре вечно. Тем не менее, место действия событий этого древнего мифа вполне реальное - оно и впрямь походило на лабиринт и имело непосредственное отношение к быкам.
Миф о Тесее и Минотавре
Минотавром, «быком Миноса», называли сына Пасифаи, жены критского царя. Это существо с телом человека и головой быка якобы было спрятано Миносом в построенном Дедалом лабиринте, где кормилось человеческими жертвами. Ему отдавали на съедение преступников, а раз в девять лет из Афин в качестве дани присылали семь юношей и семь девушек, которые блуждали по коридорам лабиринта, не в силах выбраться из него, и в итоге попадали прямо в пасть Минотавру.
Ариадна провожает Тесея в лабиринт (деталь саркофага)
Сын афинского царя Эгея Тесей, отправившийся в числе этих четырнадцати на остров Крит, смог победить Минотавра, а выйти наружу ему помог подаренный Ариадной, дочерью Миноса, клубок ниток: начав разматывать его при входе в лабиринт, Тесей и его спутники смогли потом вернуться.
Афиняне благодарят Тесея после убийства Минотавра (фреска из города Помпеи)
Победитель чудовища и его возлюбленная отправились на корабле в Афины, но во время остановки на острове Наксос Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис, и опечаленный Тесей вернулся в Афины один. Забывший о том, что в случае счастливого исхода черный парус на корабле нужно было заменить на белый, он невольно стал причиной смерти своего отца: Эгей, увидевший траурный знак, не выдержал известия о смерти сына и бросился со скал в море, которое с тех пор стало носить название Эгейского.
Тесей покидает Ариадну на острове Наксос (деталь саркофага)
Минойская цивилизация
Миф о Тесее и Минотавре относится к минойской культуре – цивилизации, существовавшей на Крите в эпоху бронзового века, примерно с XXVIII по XV вв. до нашей эры. Записи о легенде можно встретить у древнегреческих историков классического и римского периодов, когда версии толкования мифа уже разнились. По одной из них, Тавр, жестокий военачальник Миноса, любил устраивать состязания, в которых призом были рабы-подростки. Эту версию озвучивал Плутарх со ссылкой на древнегреческих историков.
Таврокатапсия (фреска из Кносса)
Как бы то ни было, легенда, в которой одним из главных действующих лиц будет бык, не могла не возникнуть в период существования минойской культуры или при знакомстве с ее наследием. Бык у критян был особо почитаемым, священным животным, вовлеченным в различные ритуалы и культы. Сделанные археологами находки позволили установить, что на острове были популярны таврокатапсии, или танцы с быками – ритуальные прыжки через животное.
Прыгающий через быка (фигурка из Кносса)
Можно предположить, что во время проведения этих «танцев» имели место жертвы – не отсюда ли берет начало легенда о регулярной дани Минотавру? Сами критяне, вероятно, позаимствовали образ человека с головой быка из других религий – в частности, финикийцев, которые почитали Молоха, пожирающего детей, или египтян, в обычае которых было поклоняться богам с головами разных животных.
Что касается места, где, вероятно, располагался лабиринт Минотавра и где жил царь Минос – оно было найдено в 1878 году греком Миносом Калокериносом, антикваром, который обнаружил под толщей земли древние развалины и принялся их раскапывать. Среди находок Калокериноса, до того, как власти запретили ему продолжать раскопки, оказались артефакты минойской цивилизации, в том числе таблички с записями, которые, к несчастью, погибли в пожаре вместе с домом грека несколько лет спустя.
Раскопки продолжились только в 1900 году, когда англичанин Артур Эванс купил участок земли, где предположительно находился лабиринт.
Артур Эванс
Что это именно лабиринт, предполагал еще Генрих Шлиман, которому принадлежат лавры первооткрывателя Трои, но Шлиману несмотря на все усилия не удалось добраться до места раскопок на Крите. Эванс же принялся за дело масштабно, пригласив множество местных рабочих и нескольких помощников из Англии. Находку назвали дворцом и признали столицей минойской цивилизации Кноссом.
Кносс
Строго говоря, обнаруженные руины не являлись дворцом в привычном европейцам понимании этого слова – они представляли собой скорее остатки сложного здания, вмещавшего около полутора тысяч помещений и занимавшего площадь около двадцати тысяч квадратных метров.
Так мог выглядеть Кносский дворец
К сожалению, поскольку Эванс ставил своей целью откопать следы именно минойской цивилизации, все более поздние наслоения оказались неизученными и утраченными, в связи с чем восстановить историю Кносса после его упадка по результатам раскопок не удалось. Кроме того, англичанин принялся за частичную реконструкцию дворца, воссоздав ряд построек и помещений в соответствии со своими представлениями об укладе жизни древних критян – и подчас различить продукт его деятельности и настоящие древние артефакты оказывается практически невозможным.
Дворец или лабиринт?
Как бы то ни было, кносский дворец представляет собой уникальное сооружение, не имеющее аналогов в древнем мире. Построенный на холме, он имел такую конструкцию, что позволяла всем помещениям оставаться максимально освещенными: были предусмотрены большие окна и внутренние дворики, а кроме того, это здание было многоэтажным – достигавшим в разных частях четырех этажей. Комнаты были соединены коридорами разных размеров.
Очевидно, в Кносском дворце жила большая часть населения этого города – здесь находились кладовые, заполненные маслом, злаками, сушеной рыбой, помещения для приготовления пищи, где были прессы для оливок и винограда, мельницы. Отдельного внимания заслуживает организации водоснабжения и водоотведения дворца. В Кноссе было предусмотрено как минимум три таких системы: по одной в помещения по трубам подавалась вода из реки, по пути нагреваясь под лучами солнца, другая предусматривала сток канализации, третья – отвод дождевой воды в период ливней. При раскопках Кносса найдены ванные комнаты и туалеты с системой подачи воды.
Тронный зал Кносса
Обнаруженный «тронный зал», по версии Эванса, содержал кресла для правителя Кносса и царицы, поздние же исследования позволяют предположить, что эта комната могла считаться местом явления божества – женского пола, поскольку минойская цивилизация развивалась в условиях матриархата.
Изображение лабриса на фреске из Кносса
Одним из знаков женского критского божества был лабрис, двусторонний топор – секира, символизирующий материнское начало. Его изображения встречаются на фресках Кносского дворца, найдены и сами лабрисы, порой высотой больше человеческого роста. Именно с этим словом связывают термин «лабиринт» - возможно, это название было дано зданию, где этот знак почитался как священный - дворцу Кносса.
Лабрисы из Кносского дворца
Есть версии, согласно которым Минотавр был скорее ритуальным персонажем, человек в маске быка принимал участие в неких таинствах в честь богинь критской культуры – а с течением времени на базе этих обычаев возникла легенда о чудовище.
Причины упадка и исчезновения минойской цивилизации пока окончательно не установлены – ранее считалось, что разрушение Кносского дворца и уход жителей были вызваны извержением вулкана на острове Санторин, но новейшие исследования этого не подтверждают. Как бы то ни было, начиная с XIV века до нашей эры Кносский дворец перестает быть центром минойской культуры, чтобы на ближайшие тысячелетия стать легендарным местом действия мифа о Тесее и Минотавре.
Тесей и Минотавр. Римская мозаика
Руины другого древнего города - Помпеи - были обнаружены значительно раньше, чем был найден Кносс и его лабиринт, а сохранности зданий и предметов этого древнеримского города развалины на Крите могут только позавидовать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: