Незадолго до смерти у режиссера Андрея Тарковского родился внебрачный сын. Ребенок появился на свет за границей и не имел возможности познакомиться со знаменитым отцом. Молоденькая танцовщица, которой маэстро увлекся на съемках своего фильма в Швеции, была чудо как хороша. Та интрижка стала последней перед тем, как Тарковский узнал о своем смертельном диагнозе. Мимолетный роман обернулся серьезными последствиями и закончился для матери бастарда угрозами и проклятиями от лица официальной жены Андрея Арсеньевича.
«Жертвоприношение» больного режиссера
На съемках "Жертвоприношения". / Фото: www.kinomanclub.ru
На Каннском кинофестивале 1984-го советский режиссер Андрей Тарковский был приглашен в Швецию на съемки его нового фильма «Жертвоприношение». Ради участия в этой работе шведский оператор Свен Нюквист, боготворивший Тарковского, отказался работать в картине Сидни Поллака. 13 декабря 1985-го, когда монтаж только снятого фильма был в полном разгаре, Андрей Арсеньевич узнал о своем смертельном диагнозе. Надо ли говорить, что он впал в шок. Но даже в раздавленном состоянии режиссер решил во что бы то ни стало закончить работу над «Жертвоприношением». Эта картина показывала жизнь семьи накануне конца света, спровоцированного атомной войной. Убежденный атеист Александр, глава семьи, хотел понять, какой поступок или жертва помогут сохранить жизни детей.
О болезни узнал прямо перед съемками. / Фото: www.style.rbc.ru
Громкая премьера «Жертвоприношения» состоялась в мае 1986 года на Каннском кинофестивале, когда Тарковский уже полгода страдал от агрессивной формы рака. Последние монтажные ремарки вносил с больничной койки, а приз за работу вручали Андрею Тарковскому-младшему, сыну режиссера. Тема внутреннего апокалипсиса автора фильма нашла полное отражение в «Жертвоприношении», став фактически завещанием Андрея Арсеньевича зрителю. «Жертвоприношение ‒ это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», ‒ писал Тарковский. И даже не подозревал, что в далекой стране впервые закричал его новорожденный сын.
Серьезные последствия несерьезной встречи
С Ларисой Павловной. / Фото: www.pozdrahub.ru
Съемочная группа Тарковского, как уже было обозначено, какое-то время проживала прямо на острове Готланд - в городе Висбю. Супруга режиссера Лариса Кизилова приехала вместе с Андреем Арсеньевичем, выполняя обязанности ассистентки режиссера. По традиции, желая отдохнуть от съемок, Тарковский регулярно ездил в Стокгольм. Жену в такие дни с собой предпочитал не брать. Там он останавливался в одном из центральных отелей города и, будучи ценителем эстетики старых городов, подолгу гулял по стокгольмским улочкам. Не брезговал известный ловелас и клубами для джентльменов, где красивые девушки откровенно танцевали для гостей за солидное денежное вознаграждение.
Одна из танцовщиц - 22-летняя Берит Хеммингхютт – особенно приглянулась Андрею Арсеньевичу. Личная переводчица и по совместительству любовница Тарковского Лейла Александер-Гаррет утверждала, что белокурая норвежка выглядела обольстительно. В день знакомства Тарковский вызвался проводить танцовщицу домой, следующим вечером позвал в кино. Берит прекрасно знала, кто такой Тарковский, и отвечала на его ухаживания полной взаимностью. Так что отказываться от предложения «зайти на чай» у нее поводов не было. Когда Тарковский покидал Швецию, он понятия не имел, что его стокгольмская знакомая беременна.
Биби Андерсон, на которую была сильно похожа Берит. / Фото: www.ru.m.wikipedia.org
Берит родила сына 4 сентября 1986-го. Она назвала ребенка Александром и дала ему двойную фамилию - Тарковский-Хемингхютт. Через переводчицу Лейлу новоиспеченная мать передала новость Тарковскому. Тот находился в парижской клинике и дни его уже были крайне мучительными. Андрей Арсеньевич почти не вставал, поэтому свидеться с сыном так и не удалось.
Угрозы супруги покойного
Марина Тарковская. / Фото: www.yarcenter.ru
Андрей Тарковский скончался, когда сыну было всего 3 месяца. Тогда же о шведском романе с последствиями узнала Лариса Павловна. О ее первой реакции позже рассказывал друг режиссера Александр Гордон. Возмущенная, она влетела в комнату, где собрались близкие, и закричала:
— Поздравляю! У Андрея родился сын! Пусть все знают. Пусть!".
Лариса Павловна посвятила Тарковскому всю себя, боготворя режиссера и видя в нем редкого гения. Она неоднократно прощала Андрею Арсеньевичу измены и прижизненные обиды, а однажды даже водила очередную любовницу на аборт. 18-летняя студентка, всего однажды «пообщавшаяся» с Тарковским, была в полной растерянности и выполнила все рекомендации жены.
Лейла Александер-Гаррет была свидетельницей звонков Ларисы Павловны прямо в Швецию. Номер Берит она выпытала у коллеги покойного мужа. Вдова угрожала иностранке, не выбирая выражений. Хемингхютт даже пришлось сменить номер. Она была искренне напугана манерами Кизиловой-Тарковской. Берит оставила идею отстоять происхождение сына и не стала претендовать на наследство. Лариса Павловна же, избавившись от очередной конкурентки, нашла свой покой в работе над творческим наследием великого мужа.
Тарковский-датчанин
Кадр из "Жертвоприношения". / Фото: www.wir.com.ru
По сведениям всемирной паутины, сестра режиссера Марина Тарковская упоминала, что ее семья была в курсе существования внебрачного сына покойного Тарковского. Мальчик вырос в Осло и к 20 годам добился успехов в спорте, выступая за молодежную сборную Норвегии по фехтованию. Оставив это поприще, решил получать образование и перебрался в Данию. Выпустившись с дипломом бизнес-менеджера, так и не вернулся в Норвегию. Интересно, что историей Александра воспользовался в рекламных целях молочный концерн TINE. Презентуя норвежские сыры за границей, отдел рекламы опубликовал о бастарде Тарковского большой материал.
Александр несколько раз встречался с журналистами, встречая их в своем доме в Копенгагене. В один из визитов познакомил гостей с женой Амалией и тогда еще грудным сыном Вильгельмом. На тот момент Тарковский-Хемингхютт владел компанией, занимающейся перепланировкой квартир. Мужчина ведет образ жизни рядового датчанина и ни с кем не делится, что является сыном знаменитого режиссера. Берит Хеммингхютт с мужем и дочкой по-прежнему живет в Осло.
Почему окружение Тарковского не принимало его супругу. Как Тарковского спас его неравный брак, а дух Пастернака предсказал судьбу гению кино.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: