Когда пароход «Сент-Луис» стоял у берегов Майами в июне 1939 года, более 900 пассажиров с тоской смотрели на мерцающие огни большого города, который мог стать для них спасением. Однако иммиграционный комитет США отказал в приеме еврейских беженцев из нацистской Германии. Для многих пассажиров этот отказ стал смертельным приговором, несмотря на то, что капитан судна, которому пришлось взять курс на возвращение в Европу, постарался сделать все возможное, чтобы люди не оказались в руках нацистов.
Побег из нацистской Германии
Пассажиры поднимаются на борт судна в Гамбурге. / Фото: bonniekgoodman.medium.com
В конце 1938 года по Германии прокатилась волна еврейских погромов, и даже самые далекие от политики люди поняли, что рано или поздно каждый еврей в этой стране рискует попасть под репрессии и погибнуть.
Из Германии началась массовая эмиграция евреев в другие страны. А поскольку обстановка в Европе также становилась небезопасной, люди искали спасение за океаном. Но эмигрировать в США или Канаду было не так-то просто, нужно было заранее записываться в очередь и ждать в течение нескольких месяцев, поскольку там существовали ограничения по ежегодным иммиграционным квотам.
В то время многие старались на этом заработать, появились различные мошеннические схемы, предлагавшие беженцам ускоренную процедуру получения виз, или туристические визы, позволявшие провести период ожидания в одной из нейтральных стран.
Одну из таких «хитрых» схем организовал руководитель кубинского иммиграционного управления, предлагая беженцам кубинские туристические визы, которые давали бы им право на жительство в стране до момента получения американской визы.
На палубе Сент-Луиса. / Фото: bonniekgoodman.medium.com
Узнав о таких махинациях, президент Кубы отменил действие туристических виз, однако 937 из них на тот момент уже были проданы пассажирам парохода «Сент-Луис», которые распродав или оставив все свое имущество и собрав небольшие чемоданы, ожидали отплытия парохода. Ни пассажиров, ни капитана парохода об изменении визового режима никто не предупредил.
Неделя на пароходе у берегов Кубы
Сент-Луис. / Фото: bonniekgoodman.medium.com
Ранним утром 13 мая 1939 года пароход «Сент-Луис» с 937 пассажирами на борту вышел из порта Гамбурга и направился к берегам Кубы. Почти все пассажиры этого рейса были евреями, навсегда распрощавшимися с Германией и ожидавшими открытия визы и выезда в США.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как японский Шиндлер в СССР спас тысячи евреев от концентрационных лагерей: Тиунэ Сугихара
Капитаном этого парохода был Густав Шредер, он не был членом нацистской партии, но флаг его корабля, как и всех кораблей германского флота в то время, украшала свастика. Однако он с состраданием относился к еврейским беженцам, и когда стало известно, что кубинские власти отказываются их принять, нашел среди пассажиров грамотных людей и организовал пассажирский комитет, чтобы советоваться с ними в столь трудной ситуации.
На рассвете 27 мая, когда «Сент-Луис» подошел к берегам Кубы, разрешения сойти на берег не получил никто из пассажиров и членов экипажа. Вокруг судна разгорелись страсти, велись бесконечные переговоры, отправлялись радиограммы, ничего не понимающие пассажиры были в панике.
Пока еще ничего не подозревающие пассажиры фотографируются на палубе
У одного из них сдали нервы, он порезал себе вены и выпрыгнул за борт. Его удалось спасти и отправить в местный госпиталь, после чего правительство Кубы организовало проверку документов и дало разрешение сойти на берег 28 пассажирам, у которых оказались правильно оформленные документы.
Недоступные огни Майами
Капитан Густав Шредер. / Фото: likewebov.life
Курсируя в течение недели у берегов Кубы и поняв, что договоренности с кубинскими властями достичь не удастся, капитан, по договоренности с членами пассажирского комитета, направил радиограммы на имя президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена с просьбой об оказании срочной помощи беженцам.
Однако эти радиограммы остались без ответа. Тогда капитан Густав Шредер, прекрасно понимая, что ждет пассажиров, если они вернутся в Гамбург, развернул пароход и направил его к берегам Америки.
Попытка войти в порт Майами была не только отклонена иммиграционными властями США, но и встречена двумя предупредительными залпами. Во время переговоров представитель Госдепартамента сообщил пассажирам, что им придется соблюдать существующую процедуру и систему квот, которая позволяет въехать в США только 27 тысячам человек в год.
Несмотря на то что Рузвельт рассматривал возможность согласованных усилий по спасению еврейских беженцев за год до трагического рейса «Сент-Луиса», он в конечном итоге отказался от этой идеи, поскольку считал, что она будет политически непопулярна на фоне надвигающейся Мировой войны.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как одна женщина сумела спасти 10 000 еврейских детей и почему о её подвиге надолго забыли: Гертруда Вайсмюллер
Тщетными оказались также попытки договориться с властями Доминиканской Республики и Канады. Премьер-министр Канады заявил, что если они примут этих беженцев, за ними последует много других, поэтому «где-то должна быть подведена черта».
Капитан Густав Шредер с пассажирами. / Фото: spiegel.de
Не дождавшись ни от кого помощи, 6 июня лайнер взял обратный курс на Европу. Его сопровождало судно береговой охраны США, отслеживающее отчаявшихся пассажиров, которые в панике могли спрыгнуть с корабля. Но капитан Густав Шредер заверил пассажиров, что у него есть план, и судно не вернется в Германию.
Смертный приговор для 254 беженцев
Пассажиры Сент-Луис в бельгийском порту Антверпен / Фото: spiegel.de
В качестве последнего плана спасения пассажиров капитан рассматривал крайне радикальную идею - посадить судно на мель возле южного побережья Англии, поджечь его, а пассажиров эвакуировать с горящего судна на берег. В подробности этого плана он посвятил пассажирский комитет лайнера, но приводить его в действие не пришлось.
В самый последний момент еврейскому объединенному распределительному комитету удалось договориться с властями некоторых европейских государств. Согласие принять беженцев было получено от Великобритании, Франции, Бельгии и Голландии, которые в то время еще не были оккупированы нацистами.
Пришвартовавшись в бельгийском порту Антверпен, капитан Густав Шредер высадил там пассажиров своего многострадального судна, не догадываясь о том, что для многих из них эти испытания закончатся трагически. За исключением тех, кто был принят Англией, или кому за последующий год удалось дождаться визы в США, остальные пассажиры вскоре вновь оказались в руках нацистов.
Достоверно известно, что 254 пассажира «Сент-Луиса» с началом Второй мировой войны и оккупацией европейских стран окончили свою жизнь в немецких концентрационных лагерях. Такой оказалась цена безразличия мира и отказа государств в предоставлении помощи еврейским беженцам.
И хотя в 2012 году Госдепартамент США принес официальные извинения выжившим пассажирам «Сент-Луиса», а в 2018 году его примеру последовало правительство Канады, память об этом трагическом событии по-прежнему является болезненным напоминанием о человеческом безразличии.
Пассажиры «Сент-Луиса» в бельгийском порту Антверпен
А еще о том, что в отличие от целых государств, которые порой бывают безразличны к судьбам беженцев, вынужденных спасаться от войны, всегда есть такие люди, как капитан Густав Шредер или учительница Анна Эссингер, организовавшая дерзкий побег от нацистов целой школы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: