Принцессы, королевы, княгини и герцогини всех европейских дворов середины XIX века доверяли чутью и кисти только одного художника. Конечно, писали придворных красавиц многие, но создать шедевр именно у него – было почетно и считалось особым шиком, ведь этот художник написал более сотни портретов королевы Виктории и ее семьи, а также работал практически со всеми королевскими дворами Европы. Удивительно, что живописец при этом не принадлежал к высшему обществу, он был сыном фермера из маленькой деревушки.
20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванда в Шварцвальде в фермерской семье Винтерхальтеров родился шестой ребенок. Отец его занимался добычей смолы и звезд с неба не хватал, а вот мать происходила из старинного рода. Однако, занимаясь домом и многочисленными детьми, она, конечно, не могла показать будущему художнику примеры дворянского шика и изящества.
Франц Ксавер Винтерхальтер, автопортрет с братом
Юный Франц стал примером того, что настоящий талант в любые времена сможет пробить себе дорогу, хотя для начала XIX века его путь в искусство можно назвать феерически успешным. В 13 лет мальчик окончил школу при монастыре и уехал из дома, до 18 учился литографии в небольшом городке Фрайбурге на студии местного художника. Здесь талантливый молодой человек сумел найти себе покровителя и спонсора для дальнейшей учебы и отправился в Мюнхен. В 20 лет Винтерхальтер удостоился стипендии от великого герцога Баденского, и через несколько лет окончил Мюнхенскую академию художеств. Примерно тогда же молодой художник впервые попал в самый высшие аристократические круги, поступив на службу учителем рисования Софии, графини Баденской.
Наверное, кроме явного художественного таланта, у Винтерхальтера было развито еще одно важное качество, необходимое для продвижения среди знати – умение быстро сходиться с людьми из любых общественных слоев. Пока молодой живописец пытался пробиться в жизни, он часто умел находить влиятельных покровителей. Так, например, великий герцог Леопольд Баденский помог ему совершить длительное путешествие по Италии – стиль его картин после этого стал изысканно-романтическим.
Франц Ксавьер Винтерхальтер, Принцесса Виктория
Дальше творческий путь художника берет курс резко вверх – за несколько лет он приближается к самым влиятельным государям Европы. Изящные и невероятно красивые, но в то же время правдивые портреты немецкого живописца покоряют все большее количество стран и монархов. Вероятно, он все-таки немного льстил им в своем творчестве, но делал это очень тонко. Сегодня именно по этим портретам мы судим, как выглядели люди, которые вершили судьбы мира 200 лет назад.
Франц Ксавьер Винтерхальтер, Елизавета, императрица Австрии и королева Венгрии
Придворный художник герцога Леопольда Баденского, придворный художник Луи-Филиппа, короля Франции, главный портретист Наполеона III… Александр Дюма писал об этом феномене с иронией, но и с восхищением:
«Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером.»
Франц Ксавьер Винтерхальтер – Королева Виктория, 1859 год
Особенно важной «натурщицей» стала для художника королева Виктория. Впервые они встретились, когда Винтерхальтер посетил Англию в 1842 году, и после этого возвращался в эту страну много лет подряд. Сама королева, принц Альберт, их подрастающие дети – придворный живописец создал всего около 120 портретов царственной фамилии, целую галерею, которую можно рассматривать как семейный альбом с фотографиями.
Франц Ксавьер Винтерхальтер, Королевское семейство, 1846 год
Его популярность, благодаря таким заказам, возрастала в геометрической прогрессии. Как «королевский художник» Винтерхальтер пользовался постоянным спросом при дворах Британии, Испании, Бельгии, России, Мексики, Германии и Франции. Позднее его творчество было больше связано с королевскими дворами России, Польши и Австрийской империи, хотя любимой моделью и главной покровительницей художника после смены власти во Франции стала императрица Евгения.
Франц Ксавьер Винтерхальтер, Императрица Евгения в окружении фрейлин, 1855 год
Интересно, что художник, блиставший в высших кругах власти, среди коллег не пользовался отличной репутацией. Сейчас сложно судить, был ли его творческий путь действительно подчинен кошельку и власть держащим, и смог бы талант Винтерхальтера раскрыться ярче, обратись он к предметной и жанровой живописи – художник всю жизнь мечтал об этом, однако заказы от «первых лиц» сыпались на него как из рога изобилия, поэтому на работу в других направлениях просто не хватало времени, в этом смысле живописец оказался заложником собственного успеха. Среди профессионалов своего времени его живопись считалась несерьезной, однако время все расставляет на свои места, и сегодня шедевры главного придворного художника Европы хранятся в крупнейших картинных галереях мира и считаются жемчужинами портретной живописи XIX века.
Франц Ксавьер Винтерхальтер, Императрица Мария Александровна, 1857 год
Слава, богатство, поддержка самых влиятельных людей крупнейших стран – Франц Винтерхальтер действительно сумел получить от жизни все, что только может предоставить художнику его талант, однако личная жизнь его при этом не сложилась. Живописец, написавший портреты, наверное, всех главных красавиц своей эпохи, так и не нашел личного счастья и остался на всю жизнь одиночкой, посвятив все свое время только работе. Он умер от тифа в 1873 году, не дожив даже до 70 лет.
Необычный взлет по жизненной лестнице совершила и любимая модель Франца Винтерхальтера – последняя императрица Франции, которую называли «Роковой богиней Европы», интриганкой и авантюристкой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: