Во многих городах России можно встретить улицу Адмирала Макарова, а на Сахалине его именем названы город и река. Однако подробности о человеке, который скрывается за этой неприметной фамилией, знают разве что люди, чья жизнь или работа связана с военно-морским флотом или океанографией. А между тем это был гениальный флотоводец и ученый, опередивший свое время и даже предсказавший Русско-японскую войну за несколько лет до ее начала. Приведем 10 фактов о русском адмирале Степане Макарове.
1. Моряк-вундеркинд
Степан Макаров родился в Николаеве в семье потомственных офицеров-моряков. В этом городе служил его отец. В юности Степан поступил в училище-мореходку в Николаевске-на-Амуре, чтобы выучиться на флотского штурмана. Училище он окончил в 16 лет и сразу был определен на корвет «Варяг».Степан Макаров в период кадетства и его Морское училище.
Командир судна, легендарный моряк Роберт Лунд, видел в мальчике большую перспективу. Оценил талант юноши и капитан корвета «Аскольд» Петр Полозов, к которому впоследствии Макаров поступил после службы на «Варяге». Уже тогда юноша заинтересовался научной стороной морского дела. Большую роль в судьбе юноши также сыграл контр-адмирал Андрей Попов, командующий эскадрой Тихого океана. Он перевел Степана на свой флагманский корвет «Богатырь»
Когда же Макаров служил мичманом на броненосной лодке береговой обороны «Русалка», он провел ряд исследований судна на предмет потопляемости. Поводом послужила авария: однажды «Русалка», зацепившись за камни и получив пробоину, села на мель и чуть не пошла ко дну. Моряк пришел к выводам, что морские суда необходимо разделять перегородками, чтобы при затоплении одного из отсеков остальные части судна оставались невредимыми и корабль сохранял плавучесть. Экипаж при этом мог бы оперативно откачать воду из повреждённого отсека с помощью стационарной системы. К этим выводам молодого моряка прислушались в морском ведомстве.
Та самая «Русалка».
2. Как он переделал пароход
Во время Русско-турецкой войны перспективному моряку дали в командование судно «Великий князь Константин» – гражданский пароход, отведенный под военные нужды. Макаров распорядился переоборудовать судно так, чтобы оно представляло собой базу для минных катеров.«Великий князь Константин» прекрасно показал себя на Черном море зимой 1877–1878-го. Макаров успешно применил на практике катера с самодвижущимися минами-торпедами.
3. Научные открытия в океане
Через восемь лет после военных действий на Черном море офицер принял участие в кругосветном путешествии. Тогда, будучи в звании капитана 1-го ранга и командуя корветом «Витязь», он пересек на нем Атлантику, и, обогнув Южную Америку, добрался до Йокогамы, а закончил кругосветку во Владивостоке.В ходе этого путешествия Макаров брал регулярные пробы морской воды и проводил другие океанографические исследования. При этом он лично сконструировал один из первых применяемых в этой области батометров – приборов для взятия проб воды. В итоге российская наука получила ценнейшие сведения о морских и океанических глубинах и течениях.
4. В 41 стал адмиралом
Параллельно с научными успехами Макарова не оставляли и военные. Некоторые современные мужчины к сорока годам все еще ищут себя или лишь определяются с профессией, а вот Степан Макаров в возрасте 41 года уже был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота.Знаменитый флотоводец Степан Макаров. Фотопортрет.
А еще через год его назначили главным инспектором морской артиллерии – ключевых войск в русском флоте и в армии вообще.
5. Изобрел супернаконечники
В этот период флотоводец и учёный сделал еще одно изобретение – так называемые «макаровские колпачки», которые представляют собой наконечники для бронебойных снарядов, изготовленные из нелегированной стали. В отличие от обычных, они повышали бронепробиваемость снаряда на 15% и даже более. Забегая вперед, скажем, что впоследствии эти новые колпачки стали активно применять в морских боях, правда, к этому времени легендарного моряка уже не было в живых.Кстати, о броне. Степан Макаров считал, что судну она не особо нужна, настаивая на том, что качество и количество вооружения, в том числе торпед, а также высокая скорость корабля, намного важнее, чем броневая защита.
Изобретение Макарова применяли на практике.
6. Предчувствие войны
Прослужив некоторое время на Средиземном Море и получив назначение на Тихоокеанский флот, Макаров оказался на новом месте в непростое время. Амбициозная Япония готовилась вступить в военную конфронтацию с Россией из-за Китая и Кореи, влияние над которыми обеим империям было одинаково важно получить.Заранее предсказав, что ситуация на этих российских границах может быть очень серьёзной, Макаров настаивал на том, что границы на этих рубежах должны быть особенно защищены, а флот – основательно подготовлен к неминуемой войне. Но непосредственно повлиять на ход событий он, увы, не мог, поскольку в середине 1890-х командование его снова отправило на Балтику.
Однако когда предсказание Макарова по поводу вооруженного конфликта с японцами начало сбываться, он за несколько дней предупредил руководство флота о возможном начале войны в своей аналитической записке.
7. Изобрёл знаменитые сигналы флажками
Немногие знают, что знаменитой семафорной азбуке (определенное положение рук с флажками), которую до сих пор иногда используют моряки, русский флот обязан адмиралу Макарову. Именно он разработал и внедрил ее в середине 1890-х годов.Семафорная азбука.
Азбука основана на буквах русского алфавита, и из этих букв (каждой соответствует свое положение рук с флажками) сигнальщик составляет слова. Выучить семафорную азбуку несложно, а вот видны передаваемые сигналы на расстоянии полутора миль, а если использовать оптику, то и с двух с половиной миль.
Только с конца 2011 года такая дисциплина, как «флажное сигналопроизводство» была исключена из учебной программы младших специалистов связи, но полностью из употребления она все-таки не ушла.
8. Предупреждал об Арктике
Сейчас во флоте все большее внимания уделяется северному морскому пути, однако адмирал Макаров говорил о важности и перспективности этого направления еще более ста лет назад.Он настаивал на том, что для русского флота это наиболее быстрый, удобный и безопасный способ добираться из Балтийского моря в Тихий океан. Для этого Макаров начал развивать направление ледоколостроения и сам принял активное участие в разработке ледокола «Ермак». На нём он впоследствии лично провел экспедицию на Землю Франца-Иосифа (архипелаг в Северном Ледовитом океане).
На ледоколе он сделал важные открытия.
9. Он пришел, и Тихоокеанский флот воспрял
Когда началась Русско-японская война, Макарова, ранее неоднократно предупреждавшего о надвигающейся угрозе, снова перевели на Тихоокеанский флот, назначив командующим эскадрой. В Порт-Артуре он быстро наладил боевую подготовку экипажей, начались регулярные учения в море. После этого последовало несколько крупных морских побед над японцами.Понимая, насколько серьезны силы неприятеля, Макаров требовал от Морского министерства больше миноносцев и другой военной техники, однако его настоятельные просьбы не были удовлетворены. Приходилось довольствоваться тем, что есть. По крайней мере, боевой дух моряков после назначения Макарова поднялся. Сам же флотоводец руководил флагманом – броненосцем «Петропавловск», ведя на нем боевые действия в море.
10. Его тело так и не нашли
Погиб вице-адмирал Макаров, как и положено настоящему герою-моряку, в бою. 30 марта 1904-го он вышел на «Петропавловске» на подмогу миноносцу «Страшному», попавшему под обстрел японских кораблей.Город Макаров назван в честь флотоводца.
Ранее помочь судну пытались моряки крейсера «Баян», но видя, что ситуация не поменялась, Макаров решил подключить к делу свой флагманский крейсер. Сначала командиру, действительно, удалось добиться отвода японских судов, однако, через некоторое время прибыло еще больше морской боевой техники противника.
Макаров принял решение отступить в район Порт-Артура, однако во время отхода «Петропавловск» напоролся на мину. Часть экипажа и руководящего состава удалось спасти, однако вице-адмирала не оказалось ни в списке выживших, ни среди обнаруженных тел. Он пропал без вести наряду с двумя десятками офицеров и шестью сотнями матросов. На тот момент ему было 55 лет.
Если вас интересует морская тематика и история российского флота и мореплавания, в том числе современная, прочитайте о том, Как российский парусник «Крузенштерн» сошел с дистанции в мировой регате, чтобы спасти польскую девушку
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: