Блэкфейс-грим, популярный в Америке начала ХХ века.
Блэкфейс (Blackface) - разновидность театрального грима, используемого для различных шоу и представлений, чтобы изобразить темнокожего человека. Сейчас бы любого, кто появился бы на сцене с таким лицом в Америке, публика бы линчевала от негодования, обвиняя в расизме. Однако сто лет назад дела обстояли совершенно иначе, и сняться на камеру с черным лицом было незазорно и даже модно.
Блэкфейс образ, дополненный перчатками и цилиндром.
Во фраке и парике.
Сейчас трудно себе представить такого рода представления, они были бы молниеносно заклеймены защитниками прав темнокожих. Буквально в прошлом году в Голландии разгорелся подобный скандал, когда правозащитники ООН углядели в вековой голландской традиции признаки расизма. На день Святого Николая в Голландии разносят детям подарки Синтаклаас и его помощники Черные Питы - последние как раз используют блэкфейс-грим. Комиссия ООН по правам человека приказала прекратить эту постыдную, на их взгляд, традицию, в которой они усмотрели жестокого рабовладельца Санту и его угнетаемых рабов Питов. К слову сказать, сами голландцы, знаменитые своей чрезмерной толерантностью, были глубоко возмущены подобным отношениям к их традициям.
Дети в блэкфейс-гриме.
Художественное фото на память.
Однако сто лет назад подобные обвинения никому бы не пришли в голову. Образы «беззаботного чернокожего на плантации» (англ. happy-go-lucky darky on the plantation) и «черного денди» (англ. dandified coon) вовсю эксплуатировались на театральных подмостках. Чтобы грим был по-настоящему черным, артисты использовали жженую пробку, а в ХХ веке сменили ее на гуталин. Они красили лицо, оставляя круги вокруг глаз и губ, иногда также руки, но чаще все же использовали перчатки. Если волосы актера были слишком светлыми, то одевались черные курчавые парики, а из одежды, в зависимости от роли или вычурные фраки, или лохмотья.
Люди в гриме на улицах Америке.
Братья Гудвин.
Интересно, что иногда даже чернокожие артисты тоже пользовались блэкфейс-гримом. Так, Берт Уильямс играл в постановке «Безумства Зигфелда», где он был единственным чернокожим участником, но тем не менеем все равно наносил на себя грим. На тот момент (1910г) он был самым высокооплачиваемым афроамериканским артистом.
В образе: Кучерявый парик, черные перчатки и галстук-бабочка.
Черный грим не наносился на область вокруг глаз и рта.
В нашем обзоре представлены фотографии из коллекции Жан-Мари Донат (Jean-Marie Donat Collection), которые позволяют увидеть то, какими представали актеры и обычные люди в блэкфейс-гриме на территории Америки между 1880-ми и 1960-ми годами.
Темнокожий мужчина в блэкфейс-гриме.
Дама в вычурном цилиндре, парике и галстуке-бабочке.
Блэкфейс образ, популярный в Америке вплоть до 1960-х.
Фотографии из коллекции Жан-Мари Донат.
Одним из видов постановок того времени, где участвовали актеры в блэкфейс-гриме, были "менестрель-шоу" - яркие представления, сопровождаемые музыкой с африканскими мотивами. Эти шоу существуют и сейчас, но не в Америке, а на юге Африки в Кейптауне, где ежегодно проходит фестиваль менестрелей, и где еще можно увидеть людей в театральном гриме, в том числе и в блэкфейс.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: