Имя Александр Матросова для одних ассоциируется с незабываемым подвигом, для других необъяснимой жертвенностью. В российской истории остается все меньше героев, которые бы не прошли переоценку ценностей, не миновала эта участь и паренька, который пожертвовал жизнью ради общего дела. Его военная судьба была короткой и, несмотря на героизм и память потомков – достаточно горькая. Да и предыдущая, довоенная жизнь мальчишку не баловала. Кем был до войны Матросов и кто воспитал героя и почему в его биографии полно неувязок?
Как только не пытались переделать биографию Матросова, обвиняя его в уголовном прошлом (и когда только успел?), в дезертирстве (вряд ли люди, бегающие от службы, порываются закрыть дзот грудью), и даже в том, что никакого Александра Матросова не существовало вовсе.
Подвиг Александра Матросова – в чем он заключался
Для Шакирьяна война продлилась три дня.
О том, что примерно происходило на поле боя в тот момент, когда Матросов решил пожертвовать жизнью, знают все, а вот подробные обстоятельства, которые делают эту историю весьма характеризующей героя – довольно слабо распространенная информация.
В феврале 1943 года Матросов поступает в распоряжение 2-го стрелкового батальона 91-ой добровольческой бригады. В середине февраля бригада отступает, Матросов погибает 27 февраля и после этого дня позиции соперников меняются. Батальон идет в атаку, причем, что на вражеской позиции три пулемета. А значит подобраться к вражеской линии вплотную практически нереально. А значит, события того дня, когда погиб матросов, были переломными для этой территории и этого батальона.
Советская сторона отправляет бойцов для ликвидации трех дзотов, но идет 1943 год, уже есть бойцы, обладающие серьезным боевым опытом, потому речь не идет о том, что людей бросали на верную гибель. Скорее поручали задание, с которым бойцы должны были справиться. И они справились, правда, в историю вошел только Матросов, благодаря уровню жертвенности, которую он готов был проявить ради достижения цели.
Примерно так мог выглядеть немецкий дзот, который должен был уничтожить Матросов.
Немцы подготовили оборону старательно, согласно классическому принципу: три дзота располагались так, чтобы не создавать «мертвых зон» для обстрела противником. Такой шахматный порядок расстановки позволяла сделать местность со сложным рельефом. Дзоты – огневая точка, которая изготовлена из дерева и земли, строится быстро, и, как правило, их вкапывали в землю - естественное возвышение. Укрепляли бревнами и черноземом. С тыльной стороны устанавливалась надежная и крепкая дверь, для того чтобы пулеметчик был защищен со спины от вражеского нападения.
В потолке такого сооружения была вентиляция, оружие, стреляя, могло заполнить небольшое сооружение дымом. У советского батальона не было мощного оружия, или танков, ничего, чтобы иметь возможность поразить дзоты с дальнего расстояния. Потому принимается единственно возможно решение – отвлечь внимание огнем, а на уничтожение дзотов отправить группу.
Шарипов, Галимов и Огурцов, как одни из самых опытных и надежных бойцов, были выбраны для уничтожения огневых позиций. Огурцову досталась самая сложная позиция, поэтому ему в помощники был назначен молодой и прыткий Матросов. Последний, напомним, на тот момент был всего третий день на фронте. Потому крайне сомнительно, что командование выбрало его, скорее всего 19-летний Саша сам рвался в бой. Либо же он обладал необходимыми качествами, для того чтобы командир поверил в его силы.
Секунды без пулеметного огня могли повернуть диаметрально повернуть ситуацию.
Шарипов первым добрался до своей позиции, через систему вентиляции расстрелял пулеметчиков. Дзот оказался под контролем советской стороны. Шарипов вел бой с занятой огневой позиции. Галимов использовал противотанковое оружие и тоже завладел своей точкой. Галимову пришлось активно отбиваться от попыток немцев захватить дзот обратно. Но третий, центровой дзот портил всю картину и не позволял вести батальон в атаку. Огурцов был ранен еще на подступах к месту. Матросов пошел один.
Несмотря на отсутствие достаточного боевого опыта, Матросов, по словам того же Огурцова, действовал вполне грамотно: он подполз к дзоту максимально близко и бросил гранату. Если бы бросок был идеальным и попал точно в цель, то этого было бы достаточным для ликвидации группы, но учитывая, что на тот момент был плотный обстрел, провернуть такое было попросту невозможно. Операция с гранатой провалилась.
Но граната несколько оглушила пулеметчика, огонь прекратился и тогда батальон поднялся идти в атаку и тут огонь возобновился. Для батальона, бойцы которого уже покинули места укрытия, это бы означало верную гибель. Тогда-то Матросов, спасая своих товарищей, закрыл дзот собой.
Дзоты сегодня как исторические памятники.
Но тут возникают вопросы. Закрыть чем-либо амбразуру практически невозможно, изначально она устанавливается так, чтобы ее не завалило при обстреле, то есть, достаточно высоко. Если человек, стоя на земле, попытается закрыть собой амбразуру, то надолго такой преграды точно не хватит, хотя бы потому что подстреленный боец, не смог бы удерживать тело у огневой точки и упал бы. Либо тело бы отбросило в сторону ударной волной уже в первые же минуты, учитывая количество выстрелов и скорость движения.
Есть мнение, что Матросов закрыл собой не амбразуру, а ту самую вентиляцию. К примеру, взбирался на верху сооружения, для того чтобы расстрелять из отверстия противника, но был застрелен и упал прямо на вентиляцию. Тогда пулеметчики бы были вынуждены открыть дверь – а там перекрестный огонь. В любом случае именно действия Матросова, которые стоили ему жизни и на которые он решился без тени сомнения, позволили батальону перейти от отступления в атаку.
Имена трех других солдат, которые также принимали участие в этой операции, в наградном листе Матросова нет. Да и сам Матросов был далеко не единственным, кто совершил аналогичный поступок. Однако именно его имя стало олицетворением подвига и бесстрашия. Согласно официальным сведениям за весь военный период было зафиксировано более двух сотен аналогичных подвигов. Причем Матросов не был первым. Михаил Лукьяненко поступил точно также, причем выиграл буквально несколько секунд, но и их оказалось достаточно для того чтобы атака была удачной.
Шакирьян или, все-таки, Александр?
Памятники Матросову установлены в нескольких областях.
В Учалинском районе Республики Башкортостан есть небольшое, но живописное село Кунакбаево. Особенно примечательно оно тем, в самом его центре, да еще и вдоль трассы расположен сквер памяти погибшим воинам, центральное место в котором занимает памятник Герою СССР Александру Матросову. Однако Матросова здесь знают как Шакирьяна Мухаметьянова – местного кунакбаевского парня и героя СССР. И именно поэтому особенно чтят, регулярно обновляя памятник, ухаживая за сквером, а главное, рассказывая своим детям о подвиге обычного паренька – их земляка.
И дело не в том, что местные жители хотят быть ближе к чему-то великому, а в том, что башкирам важно знать и чтить память своего рода, частью которого является и Шакирьян. На то чтобы восстановить историческую справедливость, башкирская сторона потратила много времени и сил.
Так откуда же взялся Александр Матросов, если был Шакирьян Мухаметьянов? Ведь, якобы Матросов родился в Днепропетровске, жил в семье тети (родители умерли во время революции), трудился токарем. В Днепропетровске считают именно так, там есть музей имени Матросова и ни о каком Шакирьяне там речи не идет.
Сквер памяти Александра Матросова в Кунакбаево.
На месте гибели героя тоже есть исторические объекты, но и там нет никаких документов, которые бы подтвердили, что Александр был Александром. Документы остались лишь в воинских частях. Именно музейные работники вынесли на белый свет версию о Шакирьяне – кунакбаевском парне, которая на сегодняшний день является наиболее правдоподобной. Музейные сотрудники досконально изучали все документы, связанные с героем, но именно фотографии позволили раскрыть новые обстоятельства.
В 50-е годы один из жителей Кунакбаево узнал на фотографии Матросова своего земляка, остальные, свидетели предшествующих событий, согласились со схожестью парня с фотографии с мальчишкой с их села. Подключились башкирские писатели Анвар Бикчентаев и Рауф Насыров. К тому моменту еще живы были те, кто помнил о семье Шакирьяна, знал его мальчишкой.
Тогда то и стала восстанавливаться совсем иная череда событий, раскрывая вовсе нелегкую судьбу будущего героя. Шакирьян родился четвертым ребенком в семье, в день, когда он пошел в школу, на память их сфотографировали. Вряд ли на тот момент кто-то догадывался о том, что этот кадр будет иметь огромную историческую ценность и поможет восстановить справедливость.
Музей имени Матросова в Кунакбаево.
В 30-е годы умирает мать мальчика, отец не смог самостоятельно справиться с детьми, хозяйством и обрушившимся на него горем. Дети остаются без присмотра. Тогда младшего члена семьи отправляют в детский дом Ульяновской области. Вполне вероятно, что это обстоятельство спасает ему жизнь. Через пару лет его переводят в Ивановский детский дом, а при переводе происходит путаница с фамилией. Именно в ту пору он становится Александром Матросовым. Наверняка он уже помнил свое имя и фамилию, но когда ты один, без семьи и родных, то проживать в Ивановской области, наверное, проще Александром, а не Шакирьяном. Матросовым он стал благодаря кличке, Матросом его стали называть еще в первом детском доме. Причины возникновения клички не ясны. Возможно, это из-за схожести с его настоящей фамилией, а может быть, он просто носил тельняшку.
Во времена детства в детском доме у Саши-Шакирьяна была возможность приезжать в родное село на лето, по воспоминаниям односельчан, тогда он и просил называть себя Сашой. Воспоминания сельчан записаны и заверены документально. Якобы именно они стали поводом для проведения экспертизы на официальном уровне, для того чтобы определить личность Александра Матросова.
Экспертиза была проведена по фотографиям Шакирьяна - первоклассника и Александра с военных документов. Судебная экспертиза, которая сравнила фотографии, подтвердила, что на фотографиях изображен один и тот же человек, но в разном возррасте. Таким образом, факт того, что Александр Матросов является Шакирьяном Мухаметьяновым, уроженцем села Кунакбаево Учалинского района, можно считать доказанным.
О жизни и горькой судьбе будущего героя
Наградной лист Матросова.
Жизнь в детском доме, безусловно, была тяжелой и полной лишений. Настоящая борьба за жизнь, в которой Шакирьян смог стать победителем. После окончания семилетки молодого парня отправляют на работу на завод. Работать он там не смог и сбежал, после поимки его направляют в детскую трудовую колонию. И видимо именно этот момент его биографии потомки сочли достаточным, чтобы обвинить его чуть ли не в криминальном прошлом.
Однако именно из этого учреждения его призывают в армию, но сначала он попадает в пехотное училище. В пареньке явно заметили талант и сноровку. Криминальный элемент не стали бы столь беречь и вкладываться в его образование, учитывая, что в стране уже шла война. Там же он вступает в ряды комсомола.
Закончить учебное заведение Шакирьян не успел, стране нужны были бойцы и его направляют в ряды красной армии. К человеку, который учился в военном училище, на фронте было уважительное отношение (не зря ему доверили опасное задание). Почему же в судьбе Матросова, которая была вполне в духе времени, но в то же время ничего, что бы не укладывалось в рамки советского восприятия о героях, не было, оказалась переписана вдоль и поперек?
Подобные пометки есть почти на всех его документах.
О геройском поступке Матросова узнал товарищ Сталин, он лично распорядился о присвоении ему звания героя СССР, документы должны быть подготовлены молниеносно. Ведь дело Матросова должно было стать показательно-образцовым, поднять боевой дух в армии. Тогда-то чиновники второпях состряпали биографию героя, основываясь на маломальских документах, присланных из училища. О детском доме, побеге с завода и трудовой колонии было решено промолчать. К тому же у героя не было родных, никто бы не стал радеть за точность информации, а боевые товарищи даже не успели с ним толком познакомиться и уж тем более, расспросить его о жизни.
Огромную лепту в выдуманную историю, безусловно, красивую, трагичную и патриотичную, внес режиссер фильма «Два бойца» Леонид Луков. В основу фильма легла официальная версия, которую приукрасили сценаристы, режиссер, были добавлены детали и нюансы, что даже Шакирьян превратился в опытного бойца. Нельзя сказать, что фильм плохой. Он снят отлично и выполняет все функции на него возложенные – зритель растроган, патриотических чувств преисполнен. А что по поводу выдумки, то и фильм художественный, а не документальный – так какие могут быть вопросы?
Кадр из фильма.
Так какая разница кем был герой? Шакирьяном или Александром, если значимость его поступка не оценивается его национальностью. Такие же как и он Сашки, Иваны погибали рядом с Анварами и Шамсутдинами за общее дело и общую Родину. И все они герои, герои и победители. Жители небольшого башкирского села поступили благородно и правильно, с одной стороны вернув герою его корни, а с другой стороны, указав на памятнике то имя, с которым он стал известен, которое он принял сам.
И уже не так важно, что попытки раскопать новые факты, очернить или принизить поступок героя происходят с завидной периодичностью. Причем касается это не только Матросова, но и многих других. Но разве факт того, что кто-то не так воспет как всенародные герои, принижает поступок того же Лукьянова, первым закрывшим дзот? Конечно, нет.
Героизм – не разменная монета для истории. И если кто-то приложил руку к тому, чтобы победить фашизм в большей или меньшей степени, то именно так он и достоин называться.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: