Имя французской актрисы Марины Влади известно во всем мире. У нас ее знают в первую очередь не по ролям в кино, а как музу Владимира Высоцкого. Но немногим известно о том, что ее настоящая фамилия – Полякова-Байдарова. Она родилась во Франции в семье выходцев из России, которые были видными фигурами эмиграции и оставили заметный след в искусстве. И ее родителей, и трех старших сестер хорошо знали за рубежом, а вот на родине их имена долгое время были преданы забвению.
Марина Влади и Владимир Высоцкий | Фото: weekend.rambler.ru
В том, что все дочери Поляковых-Байдаровых выбрали творческие профессии, не было ничего удивительного, ведь и мать, и отец Марины Влади занимались искусством. Владимир Поляков-Байдаров был оперным певцом, артистом балета и спортсменом. Он родился в 1890 г. в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую консерваторию по классу вокала, танцевал на сцене оперного театра С. Зимина, играл в футбольной команде Москвы, был чемпионом в беге с препятствиями. Параллельно он занимался в Военной школе аэронавтики и стал одним из первых дипломированных пилотов.
Одиль Версуа (Татьяна) с матерью | Фото: retrospectra.ru
Во время Первой мировой войны Поляков-Байдаров пошел на фронт добровольцем, он был летчиком в составе Иностранного легиона на Французском фронте, а затем военным летчиком Французской армии. После демобилизации в 1919 г. Владимир решил остаться во Франции. Там он окончил Центральную авиационную школу и работал инженером на авиационном заводе. Однако увлечение искусством все же взяло верх – Поляков-Байдаров занимался скульптурой в ателье А. Бурделя, участвовал в выставке «Сотня с Парнаса» и в экспозициях Осеннего салона в Париже. С 1922 г. он полностью посвятил себя артистической деятельности: выступал с оперными ариями и русскими и цыганскими романсами на концертах, вечерах и благотворительных балах, давал сольные благотворительные концерты, вел занятия по искусству речи, организовывал фольклорные песенные праздники.
Сестры Поляковы-Байдаровы с матерью | Фото: retrospectra.ru
С матерью Марины Влади, Милицей Евгеньевной Энвальд, Владимир Поляков-Байдаров познакомился в эмиграции, во время гастролей в Белграде. Она была уроженкой Санкт-Петербурга, имела русские и шведские корни. Милица окончила институт благородных девиц в Смольном и занималась балетом. Ее отец был белогвардейским генералом, и после начавшихся погромов в Петербурге семья в 1919 г. была вынуждена уехать из страны. Они жили в Сербии, когда туда приехал с концертами Владимир Поляков-Байдаров. После женитьбы супруги поселились во Франции.
Марина Влади в молодости | Фото: kino-teatr.ru
В их семье родилось 4 дочери: Ольга, Татьяна, Милица и Марина. Младшая сестра с юности занималась танцами, ведь ее мать была балериной. Она училась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже, правда, танцовщицей так и не стала, но приобретенная пластичность движений и грация стали одними из ее преимуществ в актерской карьере. В кино она дебютировала в 11 лет, в эпизодической роли в мелодраме «Летняя гроза», где снималась ее старшая сестра, известная в мире кинематографа под псевдонимом Одиль Версуа. Когда Марине было 13 лет, не стало ее отца, которого она боготворила. В его честь она взяла псевдоним – Влади, произведенный от имени «Владимир». Под этим псевдонимом ее узнали в Европе в фильме «Колдунья» по мотивам повести А. Куприна «Олеся». В этой роли ее впервые увидели в СССР.
Марина Влади в дебютном режиссерском фильме Робера Оссейна *Негодяи попадут в ад*, 1955 | Фото: kino-teatr.ru
Марина Влади в дебютном режиссерском фильме Робера Оссейна *Негодяи попадут в ад*, 1955 | Фото: kino-teatr.ru
Когда Марине было 15 лет, ее пригласил в свой дебютный режиссерский фильм актер Робер Оссейн – сын эмигрантов родом из Азербайджана (настоящее имя – Абрахам Гусейнов). Позже он стал широко известен в СССР в роли Жоффрея де Пейрака из фильмов о приключениях Анжелики, а тогда 27-летний актер и режиссер только начинал свой творческий путь. Когда Робер Оссейн впервые увидел Марину Влади, он потерял от нее голову. Спустя 2 года они сыграли свадьбу, у пары родилось двое детей, но брак продлился всего 5 лет.
Кадр из фильма *Ты – яд*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru
Одиль Версуа, Марина Влади и Робер Оссейн в фильме *Ты – яд*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru
О причинах их расставания Робер позже рассказывал: «Мой брак погубил быт большой русской семьи… Марине не хотелось расставаться с сёстрами, родителями, с этим привычным укладом. А я больше не мог жить в колхозе! Мне порой казалось, что я женат сразу на всех четырёх сёстрах. Последовали годы скандалов и ссор. Мы расставались мучительно – даже двое маленьких сыновей не смогли удержать нас вместе. Нельзя строить отношения, когда лишь один человек готов на все ради другого, а второй… Я искренне и беззаветно любил Марину. А что испытывала ко мне она, так и осталось для меня загадкой».
Сестры Поляковы-Байдаровы | Фото: retrospectra.ru
Марина Влади и Одиль Версуа | Фото: kino-teatr.ru
Семья Поляковых-Байдаровых на самом деле была настоящим кланом – они всегда держались вместе и были неразлучны. С раннего детства сестры воспитывались в русских традициях и ходили в православную церковь. В их доме говорили по-русски, готовили традиционную еду, а на столе всегда стоял большой самовар, за которым собиралась вся семья. Даже когда сестры обзавелись собственными семьями, эта традиция оставалась нерушимой. Марина Влади говорила: «Это МОЯ обстановка. Я – русская, только с французским паспортом!» От этой необходимости непременно быть вместе страдали семьи сестер – они всегда хотели жить в одном доме всем «кланом».
Сёстры Поляковы-Байдаровы: Элен Валье, Марина Влади, Одиль Версуа | Фото: kino-teatr.ru
Сёстры Поляковы-Байдаровы: Одиль Версуа, Элен Валье, Марина Влади, Ольга Варен | Фото: kino-teatr.ru
Все 4 сестры внешне не были похожи друг на друга – кто-то пошел в мать, а кто-то – в отца. Все они связали свою жизнь с искусством и взяли творческие псевдонимы, звучавшие на европейский лад, но непременно начинавшиеся на букву «V» – в честь их отца Владимира и Виктории – Победы. Между старшей и младшей сестрами была разница в возрасте в 10 лет, все они были по-своему хороши, но самой миловидной все называли младшую – Марину Влади.
Сестры Поляковы-Байдаровы | Фото: retrospectra.ru
Сёстры Поляковы-Байдаровы: Элен Валье, Одиль Версуа, Марина Влади, Ольга Варен | Фото: kino-teatr.ru
Ее сестры Ольга и Татьяна тоже стали актрисами. Старшая сестра Ольга Варен начинала как актриса, но позже получила режиссерское образование и работала на телевидении. Кроме того, она участвовала в постановке легендарного спектакля «Три сестры», где играли остальные Поляковы-Байдаровы. Эта постановка пользовалась большим успехом у европейских зрителей.
Ольга Варен в молодости и в фильме *Нежная мишень*, 1993 | Фото: retrospectra.ru
Сестры Поляковы-Байдаровы в спектакле *Три сестры* | Фото: retrospectra.ru
Первой из всех сестер завоевала известность Татьяна, снимавшаяся в кино под псевдонимом Одиль Версуа. Благодаря ей режиссеры начали приглашать на съемки и других сестер, в том числе юную Марину Влади. Одиль снималась во Франции и в Италии, а когда Лоуренс Оливье увидел ее в театре, по его рекомендации она сыграла в нескольких фильмах в Великобритании. Одиль была образцом подражания для Марины Влади, они больше всего были похожи, и именно благодаря ей младшая сестра начала свой творческий путь. Одиль Версуа ушла из жизни первой из сестер, в 50-летнем возрасте, после тяжелой болезни, а через месяц не стало Владимира Высоцкого. Этот период стал одним из самых тяжелых в жизни Марины Влади.
Марина Влади и Одиль Версуа в фильме *Ты – яд*, 1958 | Фото: retrospectra.ru
Одиль Версуа | Фото: retrospectra.ru
Третья сестра была названа в честь матери Милицей, но прославилась под псевдонимом Элен Валье. В юности она решила пойти по стопам матери и окончила балетное училище. Свои дебютные партии она исполнила в кордебалете французской Оперы, но потом ее увлекли театр и кино. Она тоже ушла из жизни преждевременно – в 56 лет ее сразил инсульт.
Элен Валье | Фото: retrospectra.ru
Отношения с Владимиром Высоцким значили для нее очень многое, и когда его не стало, она долгое время не могла обрести новый смысл. Марина Влади: жизнь после Высоцкого.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: