Потомки купца, благотворителя и потомственного почётного гражданина Москвы Алексея Мазурина год из года страдали из-за обрушивающихся на них несчастий и делали всё возможное, чтобы как-то преломить ситуацию. Они проявляли щедрость и сострадание к бедным, вкладывали средства в приюты и школы -лишь бы вымолить милость проведения. Но кто же и за что обрушил проклятье на уважаемый купеческий род?
Наследник рода и дружба с греком
Мазурины были выходцами из Серпухова.
Происходя из купеческого клана Серпухова, основатель рода Мазуринов сам проложил себе путь к богатству. Он открыл в Москве торговлю тканями и приобрёл фабрику. Его наследник Алексей не только сохранил, но и значительно увеличил семейное состояние. Алексей Мазурин, обладая обаянием и умением завоевывать сердца женщин, связал свою жизнь с Анной Федоровной. Поговаривали, что она внебрачная дочь графа Шереметева. И именно благодаря ее приданному был приобретён особняк на Покровской улице.
В своих многочисленных путешествиях Мазурин проявил себя как человек отважный. В одном из сибирских поселений он защитил купца от нападения грабителей, чем заручился дружбой с ним. Оказалось, что спасённый купец был греком из Нежина. Купец поделился своим опытом продажи русских мехов в Лондоне, в то время как его новый друг грек раскрыл планы организации торговли азиатскими украшениями в Москве. Заинтригованный Алексей согласился на партнерство. Они обменялись нательными крестами в знак обоюдного доверия друг к другу. Их сотрудничество имело успех. Товары быстро захватили внимание московской элиты, обеспечивая успешные продажи.
Золотой ларец и кораблекрушение
Ларец, как предвестник проклятья.
Перед отъездом в длительное и рискованное путешествие грек оставил свою семью под присмотром Алексея. В канун своего отъезда он передал ему ларец с золотом и документами для сохранности. Также он поручил выдавать средства своей жене по мере необходимости. Попрощавшись с Мазуриным, он отправился в путь. Его ждали в Лондоне и в Индии, после чего он планировал вернуться в Россию. Однако у судьбы были иные планы.
Аравийское море встретило купца штормом. Он, цепляясь за обломки мачты, пробыл несколько дней в воде, пока рыбаки не спасли его. Они же доставили его в порт Индии. Спустя месяцы лихорадки грек наконец обрел силы и начал искать путь домой. Несколько лет спустя с помощью консула ему удалось вернуться в Москву, где его дом на Покровке оказался разрушенным.
Нарушенная клятва
Мазурин обвиняет грека во лжи.
Возвращение вызвало шок у соседей. Священник поведал греку, что дом сгорел год назад, а его жена с дочерьми, отвергнутые Мазуриным, искали приют у незнакомцев, вынуждены просить подаяние. Разгневанный грек бросился к своему когда-то близкому товарищу. Неожиданный визит старого партнера заставил Алексея встрепенуться, хотя опасения быстро улеглись.
Встреча быстро перешла к обвинениям. Мазурин решил, что нет смысла признавать ошибку. Очевидно, что потерянная дружба этим не восстановится, а инвестированные активы уже приносят прибыль. Ему показалось разумнее отрицать все обвинения, списав их на бред. Алексей решительно встал и, сбросив свой крестик, обрушил на бывшего друга обвинения в вымогательстве и лжи, отрекаясь от каких-либо братских связей.
Слуги, откликнувшиеся на зов своего хозяина, без сопротивления выдворили из дома ошарашенного грека. Оттуда он направился в суд, где, к сожалению, решение было вынесено не в его пользу. Влиятельное положение Мазурина и его состояние повлияли на решение суда - грека обвинили в вымогательстве и клевете.
Последняя просьба грека и ложь перед Священным Крестом
Ложь перед крестом и брошенные проклятья.
Судьба купца казалась решенной, когда его заключили в тюрьму. Но все изменилось с приходом к власти Николая I, когда началась проверка тюрем. Во время одной из таких инспекций генерал, известный своей мягкосердечностью, обратил внимание на заключенного и решил выслушать его рассказ. Заявление узника о готовности провести всю жизнь в заключении, требуя от Мазурина клятвы у Священного Креста о непричастности к преступлению, вызвало резонанс. Генерал, пораженный его словами, передал их императору. Это, в свою очередь, привело к освобождению торговца и требованию от Мазурина публично поклясться в правдивости своих утверждений. В 1833 году Покровка стала ареной для тысяч собравшихся москвичей, желающих стать свидетелями необыкновенного акта - клятвы Алексея Мазурина, городского головы и почетного гражданина, подтверждающего свою невиновность перед крестом.
В полночь, без обуви и в одеянии савана, Алексей покинул свое поместье. Держа в руках свечу, он присоединился к процессии священников в темных одеяниях, несущих крест и священные тексты. Окружающие его люди, застыв от ужаса, молча наблюдали за богатым человеком в ожидании его покаяния. Слова священника о неминуемом наказании для преступника и его детей не вызвали в Алексее никакой реакции. Словно в трансе, он произнес клятву, не придавая этим словам значения, и направился к выходу. Как только он прошел, толпа вздохнула и разошлась, и в последующей тишине прозвучало проклятие, предрекающее короткую жизнь его роду. Грек в гневе проклинал весь род Алексея за ложь и предательство.
Проклятье настигает купца Мазурина
Мазурин теряет рассудок прямо в церкви.
Вечером в Купеческом клубе на Большой Дмитровке собравшиеся обсуждали лишь недавнее событие, ставшее скандалом для всей Москвы. Они сошлись на мысли о неизбежности кары за поступок Мазурина, который, по их мнению, навлек на своих потомков до седьмого колена тяжкие страдания. Несмотря на это, совсем скоро все замолчали. Ведь что плохого можно сказать о человеке, который был уважаем в обществе, заботливым отцом и благодетелем?
Грек же пережил тяжелую болезнь и перед концом своих дней выразил желание умереть, помирившись со всеми. Он попросил свою жену передать это Мазурину. Однако Мазурин отказался от примирения. В день прощания с усопшим загадочная сила увлекла Мазурина в церковь, где прощались с покойным греком. Внезапно толпа разошлась, и Мазурин, который когда-то причинил столько бед покойному, неуверенными шагами вошел внутрь. Он хотел поцеловать руку покойного, но лишь склонился над ним, как в ужасе отшатнулся, а после и вовсе с криком выбежал из церкви. С этого момента он потерял разум навсегда.
В Москве слухи о безумии Мазурина вызвали большой резонанс, но со временем общественное внимание к этому событию угасло. Тем не менее последствия его деяний не обошли стороной потомков, заставив внуков Алексея расплачиваться за его прегрешения. Несмотря на все усилия Мазуриновых вымолить прощения у судьбы, их род продолжали преследовать неудачи. Вспомним историю другого проклятья и кто и за что проклял род богатейших князей Юсуповых.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: