История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В самом сердце Пизы, в тихом уединении кладбища Кампо-Санто, скрываются удивительные фрески, создававшиеся на протяжении столетий. Эти великолепные произведения искусства превышают по своему масштабу даже росписи Сикстинской капеллы. Каждая из них рассказывает о вечной борьбе между добром и злом, о человеческих страстях и надеждах. Пострадавшие не только от разрушительного влияния времени, но и от действий людей, эти фрески смогли пережить века лишь благодаря усилиям реставраторов и энтузиастов.

Кампо-Санто в Пизе: священное кладбище и кладезь искусства


Кампо-Санто, расположенное на «Площади чудес» в Пизе, является не только священным кладбищем, но и уникальным произведением искусства, способным рассказать множество историй.

Строительство Кампо-Санто началось в 1277-1278 годах, но закончилось лишь в середине XV века, что не удивительно для средневекового зодчества. Кладбище стало последним памятником, возведенным на Площади чудес, где в то время уже стояли баптистерий, собор и Пизанская башня. В связи с этим перед архитектором Джованни ди Симоне стояла непростая задача вписать монументальное здание в уже сформированный ансамбль.
Внутренний двор Кампо-Санто / Фото: ru.wikipedia.org, Luca Aless

Внутренний двор Кампо-Санто / Фото: ru.wikipedia.org, Luca Aless

Как бы он справился с ней, если бы не умер спустя несколько лет после начала строительства, судить довольно трудно: зодчий брался строить церковь Святой Троицы, а в итоге было возведено кладбище – настолько серьезно проект был изменен. Так, Кампо-Санто стало местом упокоения многих выдающихся личностей, включая художников, писателей и ученых. Существует легенда, что тела, похороненные там, преврашаются в прах всего в течение суток.

Нескончаемые аркады Кампо-Санто, ставшие основной архитектурной темой всего ансамбля, создают впечатление, словно оно обито кружевом. Пластичные фасады организуются 43 глухими готическими арками. Именно на этих стенах на протяжении веков создавались величественные фрески, которые до сих пор привлекают внимание искусствоведов и туристов со всего мира.

Галерея Кампо-Санто / Фото: nevsepic.com.ua

Галерея Кампо-Санто / Фото: nevsepic.com.ua


Эта живопись – шедевр не только художественный, но и философски-поэтический. Так как активное участие в составлении их программы играли монахи доминиканского монашеского ордена, фрески были призваны наставлять христиан на истинный путь. В сюжетах противопоставляются благочестие и аскетизм, с одной стороны, и легкомысленность, чувственность и мирские удовольствия – с другой.

Особое место среди них занимает фреска «Триумф Смерти». Она состоит из объединенных единым смыслом рассказов.

Слева художник изображает небольшую группу людей, представителей высшего общества, выехавших на охоту. Но внезапно их путь, где-то в глубине леса, преграждают три открытых гроба с покойниками. Все участники сцены, включая мужчин, женщин и даже животных, приходят в ужас от этого жуткого и ощутимого присутствия Смерти. Невыносимое зловоние бьет им в нос, а отвратительная картина жестокой правды повергает их в ужас. В этой части фрески поднимается распространенная в Средние века тема бренности и скоротечности жизни, лейтмотив которой – «Memento mori», или «Помни о смерти».

Буонамико Буффальмакко. Триумф смерти. Ок. 350 г. Фрагмент реконструкции / Фото: ru.wikipedia.org, Web Gallery of Art

Буонамико Буффальмакко. Триумф смерти. Ок. 350 г. Фрагмент реконструкции / Фото: ru.wikipedia.org, Web Gallery of Art


Кто такой Карло Лазинио, посвятивший свою жизнь фрескам и спасавший их даже после своей смерти?


Настоящим «Ангелом хранителем» Кампо Санто стал Карло Лазинио, выдающийся деятель искусств XIX века. Будучи куратором кладбища, он спасал его несколько раз, и даже после своей смерти.

Помимо разрушительного течения времени, Кампо-Санто множество раз угрожали сами люди. В начале XIX века серьезной опасностью для сохранения культурного наследия стали действия Наполеона Бонапарта. Помимо того, что он вел разрушительные войны, император также вывозил из стран все, что могло напоминать произведения искусства.

Именно тогда Кампо-Санто стал не просто кладбищем, а галереей под открытым небом: Карло Лазинио, стремившийся сохранить национальные художественные ценности, как можно быстрее начал доставлять скульптуры, картины, надгробия и саркофаги из близлежащих церквей на пизанское кладбище. Так, Кампо-Санто превратился в археологический музей. Его галереи до сих пор заполнены нескончаемым количеством предметов декоративно-прикладного искусства: они выставлены вдоль оконных проемов и под фресками, вмурованы в полы и в стены.
Галерея Санто-Кампо, заполненная саркофагами / Фото: ru.wikipedia.org, Lorenzofaoro

Галерея Санто-Кампо, заполненная саркофагами / Фото: ru.wikipedia.org, Lorenzofaoro

Действия армии Наполеона не раз приводили к повреждению ценнейших фресок в различных постройках Италии. Чтобы не предупредить несчастный случай и предотвратить полную потерю живописи Кампо-Санто, Карло Лазинио принял решение создать сборник офортов, воспроизводящих все сцены из цикла.
Словно копируя античные росписи или древние археологические артефакты, художник скрупулезно изобразил каждую деталь и каждый штрих, созданные живописцами прошлого. Кстати, именно этот альбом офортов вдохновил прерафаэлитов отказаться от изучения искусства Высокого Возрождения и обратиться к более раннему периоду, долгое время не получавшему должного внимания исследователей и творцов.

Карло Лазинио никогда не узнает, что его гравюры помогли реставраторам ХХ века восстановить древний цикл фресок буквально из пыли. Во время Второй мировой войны площадь чудес подверглась ожесточенным бомбардировкам, что привело к тому, что Кампо-Санто был сильно поврежден, а многие живописные сцены – полностью уничтожены.
Графическое изображение фрагмента фресок

Графическое изображение фрагмента фресок

Лишь благодаря усилиям реставраторов, искусствоведов и неравнодушных граждан удалось восстановить часть утраченных произведений. Не удивительно, что основой для спасения фресок стали практически факсимильные эстампы Карло Лазинио.

Сегодня Кампо-Санто продолжает оставаться местом паломничества для любителей искусства и истории. Место, где можно насладиться красотой фресок и погрузиться в атмосферу глубокого уважения и благоговения, становится своего рода мостом между прошлым и настоящим, напоминая о хрупкости жизни и вечности искусства.
Карло Лазинио. Триумф смерти / Фото: catalogo.beniculturali.ir

Карло Лазинио. Триумф смерти / Фото: catalogo.beniculturali.ir


О других древних фресках читайте в статье «Какие тайны открывают самые древние фрески Японии, история появления которых в Хорю-дзи остается загадкой?»

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1882
13.10.2024 23:16
В закладки
Версия для печати




Смотрите также