В молодой советской стране 1930-е годы для градостроительства ознаменовались смелыми экспериментами. Одной из форм проявления неординарной архитектурной мысли стали дома необычной конфигурации. Яркий тому пример – расположенный в московском переулке Сивцев Вражек дом-трилистник. Интересный, необычный и, увы, печально известный по числу репрессированных и расстрелянных жильцов…
Дом-трилистник смотрится как комплекс из выступающих корпусов. /Фото:the-village.ru
Здание было возведено в 1932 году (по другим данным – в 1930-м), так что формально его можно назвать сталинкой, хотя этот дом сильно отличается от своих «ампирных» собратьев. Автор проекта – архитектор Николай Ладовский. Среди более поздних его проектов – наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота» и перронный зал «Лубянки» (бывшая «Дзержинская»).
Один из реализованных проектов Ладовского. /Фото:uar.ru
Кстати, архитектор Ладовский — фигура уникальная. В советские годы он считался лидером рационализма и как педагог запомнился тем, что реформировал систему архитектурного образования в Советском Союзе. Его методика строилась на двух принципах – проектирование зданий начинать не от плана к форме, а, напротив, от композиции к проекции (от абстрактного к частному) и использование макетов. На методике, предложенной когда-то Николаем Ладовским, до сих пор строится обучение будущих архитекторов.
Фрагмент дома-трилистника. /Фото:vladimirtan.livejournal.com
Дом-трилистник, расположенный на углу Сивцева Вражека и Староконюшенного переулка, состоит из трех корпусов, которые в комплексе (если смотреть на здание сверху) напоминают цветок. А если взглянуть на архитектурный план здания, то можно увидеть очертания буквы «Ж».
Между выступающими 7-8-этажными частями остаются открытые пространства-дворики, что выглядит уютно и живописно. Очень необычным решением для начала прошлого века стали и угловые окна с балконами.
Угловые окна с балконами. /Фото:zipal.ru
Внутренний дворик. /Фото:the-village.ru
Первыми жильцами этого престижного дома с высокими потолками, толстыми стенами, широкими подоконниками и массивными дверьми стали партработники, высокие чиновники, видные ученые и другие титулованные личности. Например, здесь жили известный советский экономист и политолог Евгений Варга и режиссер Александр Кайдановский.
А еще считается, что именно в этом доме Михаил Матусовский написал легендарную песню «Подмосковные вечера» – по крайней мере, об этом гласит установленная на стене памятная табличка.
Табличка на стене. /Фото:vladimirtan.livejournal.com
Впрочем, и репрессированных среди жильцов оказалось немало. Например, в этом доме арестовали вместе с женой и впоследствии расстреляли известного советского писателя Владимира Зазубрина. Среди убитых по ложным доносам – и начальник сектора движения почты Наркомата связи Степан Перепёлкин (его приговорили к расстрелу как «участника контрреволюционной террористической организации»), и занимавший высокий пост в Госарбитраже РСФСР бывший начальник Дальневосточного Крайисполкома в Москве Натан Мер.
Установлено, что за годы Сталинских репрессий здесь было арестовано около двух десятков жильцов.
Таблички напоминают о репрессированных жильцах. /Фото:vladimirtan.livejournal.com
Сейчас в этом доме живет абсолютно разношерстная публика – и простые москвичи (тут еще остались не расселенные коммуналки), и медийные персонажи, и просто толстосумы. А вот асоциальных элементов, как уверяют сами жильцы, тут, к счастью нет.
Фрагмент дома-трилистника. /Фото:the-village.ru
Уникальный дом-трилистник заслуженно признан объектом культурного наследия, так что снос ему пока не грозит.
Не менее эпатажно по советским меркам смотрелся и спроектированный архитектором Мельниковым Дом-улей.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: