История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



С конца 60-х отведать нежного крабового мяса в СССР представлялось возможным только в ресторане, так как продукту был присвоен дефицитный разряд. Но еще в предвоенные советские годы все было наоборот. Едва ли не в каждом гастрономе на полках возвышались пирамиды из консервных банок с крабами, вот только спрос на товар отсутствовал. Властям приходилось знатно постараться, склоняя советского гражданина к нетрадиционной покупке. На деле же необходимо было реализовать экспортный продукт, не прошедший заграничный контроль.


Первый крабовый промысел и ошибки японцев

Советские крабы втридорога покупались в США. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Советские крабы втридорога покупались в США. /Фото: avatars.mds.yandex.net


Употребление в пищу дальневосточного краба стало популярным в начале 20 века, когда японцы наладили выпуск крабовых консервов. Через несколько лет крабоперерабатывающий завод появился и в Российской империи, однако до конца 20-х монополистом в этой отрасли оставалась Япония. По Портсмутскому миру от 1905-го страна восходящего солнца не была ограничена в рыболовном промысле среди российских территориальных вод, что приносило приличную прибыль.

В 1920-м японцы соорудили для вылова краба первый консервный плавучий завод, а уже к 1923-му шесть таких судов появились у СССР. Москва задумала сместить соотношение сил в свою пользу, выдавливая Японию с крабового рынка расширением собственного крабового флота. Японцы совершили грубую ошибку, когда продали русским судно со всем необходимым оборудованием для развертывания на нем полноценного крабоконсервного завода. Правда, опытных специалистов в этой отрасли в СССР не было, поэтому на плавбазе трудились наемники из Японии.

«Сhatka» - это случайно урезанная «Kamchatka»

По легенде бренд «Чатка» получился из «Камчатки» с заклеенным этикеткой первым слогом. /Фото: avatars.mds.yandex.net

По легенде бренд «Чатка» получился из «Камчатки» с заклеенным этикеткой первым слогом. /Фото: avatars.mds.yandex.net


Консервы, произведенные на советских мощностях, в большинстве своем до внутреннего потребителя не доходили. Экспортная продукция по качеству не уступала аналогичной японской, при этом продавалась значительно дешевле. По этой причине советские крабы стали востребованными в США. СССР, не особо тратясь на скромные зарплаты сотрудников крабфлота, получал от продаж консервов большие валютные прибыли. По стране шагала индустриализация, и ценился каждый доллар. Конечно, успехи Москвы японцев не радовали, равно как и резкое падение спроса на японский продукт.

Но однажды настал черед русских ошибаться. В 1930-м партия решила сократить расходы еще и на оплату труда японских специалистов, и 7 из 11 плавучих консервных заводов прекратили сотрудничество с иностранцами. Рабочих восполняли, в основном, за счет советских крестьян, не имевших ни малейшего представления о тонкостях крабовых технологий.

По легенде, знаменитый крабовый бренд «Сhatka» появился именно на волне просевшей техподготовленности новых кадров крабовой промышленности СССР. Рассказывают, что изготовители этикеток для экспортных консервов не рассчитали с размером, и при оклейке банок первый слог в «Kamchatka» оказался перекрыт. Так и родилась «Сhatka» или «Чатка» в русском прочтении.

Почему крабы навязывались советскому потребителю

Одно время крабы были легкодоступным товаром в СССР.

Одно время крабы были легкодоступным товаром в СССР.


Крайняя экономия на рабочей силе привела к резкому снижению качества консервов. Уже в 1931-м на советских консервированных крабов стали поступать массовые жалобы, а часть заморских потребителей и вовсе отказались покупать советскую «Чатку». Известен громкий скандал, когда в одной из поставок в США все консервные банки оказались испорченными. В этот период и появились рекламные плакаты, призывающие советского гражданина баловать себя полезным продуктом, а по сути – спасать севшего в лужу отечественного производителя.

Японцы не преминули воспользоваться советским провалом, запустив в СМИ мощную рекламную кампанию о разнице в качестве японской и советской продукции. На камчатском крабфлоте полетели головы, а перед новым руководством поставили задачу во что бы то ни стало вернуться на международный рынок. Вскоре краболовство возвели в престижный ранг, крестьян распустили по домам, а на плавучие заводы решили набирать специалистов по комсомольским путевкам. Наконец в отрасль вернулись ударники труда, повысившие контроль качества. Продукции удалось вернуться на достойный уровень при условии низкой стоимости. После установления с США дипломатических отношений подавляющие объемы «Чатки» снова устремились на экспорт, а с полок магазинов страны крабовые консервы снова исчезли. Впрочем, граждане этого не заметили, так как особой нужды в крабовом мясе не испытывали. В середине 50-х японские рыбаки снова попытались захватить крабовый рынок, в разы увеличив вылов в камчатских водах. Назревал конфликт, и весной 1956-го стороны подписали Конвенцию о рыболовстве, согласно которой крабовый промысел теперь контролировался квотами.

Крабовое переселение и одолжение норвежцам

Объемы норвежского крабового улова влияют на российские запасы.

Объемы норвежского крабового улова влияют на российские запасы.


В деле с крабовым промыслом советское руководство стремилось не только избавиться от японцев-конкурентов, но и вознамерилось переместить крабов в европейскую часть страны, откуда было удобно продавать продукт европейцам. Специалисты задумались над увеличением биопродуктивности северных морей и привнесением в их воды новых промысловых видов.

Первая попытка интродуцировать в Баренцево море крабов осуществилась в 1932-м. Но процесс шел слишком размеренно, чтоб оказать видимое влияние на отрасль. Крупный завоз крабов провернули в 1961-1969-е. Пассажирами 28 авиарейсов Владивосток — Мурманск стали крабы и сопровождавшие их профессионалы-акклиматизаторы. Следующая волна переселения состоялась в 1977-78-х, но уже в специальных живорыбных вагонах по железной дороге.
Камчатский краб довольно быстро освоился в Баренцевом море, распространившись к побережью Норвегии и достигнув в северном направлении Шпицбергена. Благодаря советской предприимчивости иностранный вылов краба составил не менее трети от мирового объема. Выловленный норвежцами камчатский краб пользуется высоким спросом в ресторанах Европы.

А впрочем, Япония и сама по себе - уникальная страна, иллюстрацией тому служат дорожки для черепах, рестораны для интровертов и другие интересные факты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








10148
13.11.2021 14:19
В закладки
Версия для печати




Смотрите также