История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Визиты в дореволюционной России в основном носили формальный характер, но без ответных посещений человека сразу записывали в невежи, не знающего правил хорошего этикета. Это дошло до абсурда и крайности, когда в день приходилось объезжать 20-40 домов, чтобы не посчитали хамом. На помощь пришла европейская манера оставлять визитки, которые свидетельствовали, что визитер приходил. Они приобрели даже свой «голос». С загнутыми углами означали, был ли хозяин лично, или ее принес слуга. Одни могли оставить визитку, а другим можно было только расписаться в журнале, что указывало на ранг, не соответствующий хозяину дома.


Многолюдные визиты в знак уважения


Визиты как правило приличия в аристократическом обществе. / Фото: arenda.lespresso.ru

Визиты как правило приличия в аристократическом обществе. / Фото: arenda.lespresso.ru

Согласно этикету вежливости, у дворян появилась традиция наносить ответные визиты. После того как кто-то побывал в гостях, ему нужно было нанести ответный визит, указывающий на уважение. Но из-за того, что многие таким образом ездили друг к другу, образовалось целая цепочка ежедневных обязательных визитов. Благородным дамам и кавалерам приходилось объезжать десятки домов. Особенно важно это было сделать в течение первых трех дней после того, как гость побывал в доме.

Визиты вежливости отличались от гостевых, которые проходили по другому сценарию. Визит вежливости длился от силы 15 минут, перекидывались парой формальных фраз о самочувствии и состоянии. На этом можно было его завершить и ехать к другому дому. Примером служит некая Марья Ивановна, которая собиралась покинуть Москву и перебраться на время за город. По этому поводу ей пришлось три дня объезжать знакомых, сделав 63 визита. Но на второй день к ней начали приезжать с ответными, и она поняла, что этот поток не закончится. Представив, сколько будет визитеров, женщина приказала слугам говорить, что ее нет дома.

Свадебные были еще ужаснее, потому что в те времена семьи были большими, и молодоженам приходилось объезжать с вежливыми визитами не только близких, но и троюродных родственников, да еще и с двух сторон. Сострадальческие визиты проходили у того, у кого были похороны. Один из европейцев, увидев этот ритуал, сказал, что это издевательство над скорбящим человеком, которому и так тяжело, но он должен стойко принимать поток людей с 12 часов дня и до 22:00. При этом иметь скорбный вид и отвечать на вопросы, поддерживать разговор. Не приглашать и не принимать тоже было невозможно. В этом случае можно на себе было поставить крест. Такого считали невежественным, к нему больше не приходили и не звали в гости, иногда расплачиваться приходилось карьерой, должностью, уважением. Из-за правил приличия ходили навещать больного, и порой это приводило к тому, что разносилась зараза по всему городу.

Визитки как спасение


Появление визиток спасло от утомительных визитов. / Фото: zavodfoto.mirtesen.ru

Появление визиток спасло от утомительных визитов. / Фото: zavodfoto.mirtesen.ru

В свете многолюдных визитов появление визиток стало для многих спасением. Количество их не уменьшилось, но значительно сократилось по времени, а порой вообще можно было послать слугу. Первые визитки при Екатерине II были дорогим удовольствием, и имелись только у очень знатных особ. Купцы ими еще не пользовались, да и не воспринимали они клочок бумаги за нормальное благодарение. Визитки приобрели популярность в середине XIX века, особенно при Николае I. Император любил ими пользоваться, и они стали в ходу практически у всей знати. Без них оставались простолюдины и лакеи.

Визитки носили разный характер по оформлению. У женщин витиевато написаны и красивее оформлены, мужчины же использовали лаконичность. В них вписывали имя, фамилию, должность и адрес визитера. По нему хозяин и делал ответный визит. Согласно правилам, мужчины не могли оставлять визитки со своим адресом женщинам, так как это считалось бы неприличным.

После появления визиток они стали заменять личные визиты. Теперь ее можно было оставить лакею в прихожей или положить на серебряный поднос, который там должен находиться. К тому же иногда было два подноса для визиток. Один с теми, на которые нужно ответить, а другой – для приличия визитера.

Как отдавали визитки


Визитку привозили лично или передавали слугой. / Фото: kulturologia.ru

Визитку привозили лично или передавали слугой. / Фото: kulturologia.ru

Правила приличия требовали, что даже для минутного посещения, чтобы оставить визитку, нужно было приехать в соответствующей одежде. До обеда разрешался сюртук, после обеда – фрак или мундир. Из-за этого случился казус с одним молодым человеком. Понимая, что благодарственный визит за бал носит чисто формальный момент, он приехал в карете, не одевая сюртука, чтобы быстро положить визитку и удалиться. Он не рассчитывал встречаться с хозяевами, но стечение обстоятельств привели к другому. Когда он зашел оставить визитку, будучи в рубахе и без сюртука, в это время приехали домой отсутствующие хозяева. Сложилась неудобная ситуация, когда и он уже не мог просто оставить визитку, а хозяева не могли отказать, сославшись на здоровье или на то, что их нет или они обедают. Им пришлось принять человека без сюртука, что было форменным скандальным нарушением этикета.

Встреча с хозяевами не состоялась у одной дамы, потому что она приехала оставить визитку в черном платье, а они в это время обедали. Правила приличия женщине в траурном наряде не позволили нарушать их обеденное время, и молча удалилась.

Загнутые углы визитки – важное сообщение визитера


Личный визит. / Фото: papik.pro

Личный визит. / Фото: papik.pro

Отдача визита скорее носила уважительный характер. В таком случае визитер мог отдать визитку лакею, чтобы ее представили хозяину, и тот решит, принимать гостя или нет. Если звучала отговорка, что хозяина дома нет, а во дворе стояли кареты других вельмож, то это указывало, что ему не рады или он нежеланный гость. Тогда стоило только догадываться, почему впал в немилость. Но чаще визитки просто оставляли на подносе, загибая левый угол. Это означало, что ответный визит состоялся лично, но хозяина не застал дома. Когда загибался правый угол, то означало, что ее доставил слуга. Нижний загнутый правый угол указывал, что человек ожидает ответный визит, и наоборот, если загнут левый нижний угол. Некоторые приноровились оставлять визитки с вечера, чтобы не приходить на следующий день, если это был бал или другое праздничное многолюдное собрание. Они оставляли лакею, давая ему копейку за то, что он положит утром на поднос.

Упрощенное «общение» визитками порой приводило к казусам. Хозяева, давая указание слугам разнести визитки, вручали им целую кипу, а те иногда путали и заносили не в тот дом. Тогда оставалось только гадать, кто этот человек, который отдал дань уважения. Слуги оббивали ноги, пока обходили большое количество домов. Поэтому они тоже упростили свою работу. Начали собираться в определенном месте и просто обменивались визитками, отдавая ту, которая соответствовала их хозяину. Порой визитка ошибочно попадала к человеку, с которым была вражда.

Визитки и книга для записи


Визитные карточки. / Фото: kulturologia.ru

Визитные карточки. / Фото: kulturologia.ru

Визитная карточка была не простой бумажкой. Ее не мог оставить визитер, который был рангом или по должности ниже. Он мог расписаться в книге гостей. Хозяин дома потом уже решал, делать такому человеку ответный визит или нет, но чаще это было безответно. Записи привносили некоторую сумятицу в то, чтобы узнать, кто тот человек, который ее оставил, потому что прописывалась только фамилия. Так случилось с одним дьяконом, который записался как Федюков. Хозяин дома в поисках его объездил все гостиницы и знающие места, но так его и не нашел. Этот человек был в Москве по делам. Оставил визитку, закончил со своим делом и уехал. Но дома всем рассказывал о невежественных москвичах, которые не знают порядка, и им в тягость совершить визит.

Визитка как милость императора Николая II


Николай 2 своей милостью разрешил Ольге Палей пользоваться визитками. / Фото: kulturologia.ru

Николай 2 своей милостью разрешил Ольге Палей пользоваться визитками. / Фото: kulturologia.ru

Императорские традиции не принимали морганатические браки, и половинки не признавались достойными родства. Они все равно оставались низшими по классу. Ослушавшихся членов императорских кровей часто наказывали изгнанием из России, но потом разрешали вернуться. Такое же произошло и с князем Павлом Александровичем, дядей императора Николая II. Он женился на Ольге Палей. Молодые перенесли изгнание с родины, но потом великой милостью были снова возвращены и даже допущены ко двору. Эту привилегию жаловали даже супруге князя, и она стала появляться там, хотя рангом была ниже владельцев дома. Ее представили другим княгиням, как полагалось великим представителям. Но самое большое одолжение императора было в том, что он разрешил ей оставлять визитные карточки, а не расписываться в дворцовых визитных книгах.

Как оказалось, этот шаг был не просто формальным действием. Он указывал на то, что визитер равного ранга. В случае с Ольгой Палей – она приобрела право считаться такой же, как и все из императорской семьи, не имея для этого должного статуса.

Если говорить о морганатических браках, то у князя Гавриила Константиновича также были трудности, когда он не мог расписаться с полюбившейся ему балериной. Им пришлось тайно венчаться, но именно этот брак спас его от расстрела, когда пришли большевики. Жена его вытянула из тюрьмы, спасала от болезни и работала в эмиграции, чтобы было на что жить.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1665
13.11.2024 22:12
В закладки
Версия для печати




Смотрите также