Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Американская художница Доротея Рокберн известна своим неповторимым стилем в искусстве, объединяющим аспекты геометрии, природы и египтологии. Ее необычные работы могут казаться непонятными, но это до тех пор, пока зритель не попадает в мир ее картин и инсталляций, которые завораживают, восхищают и становятся источником сильного эмоционального воздействия. Глядя на ее творчество, не остается никаких сомнений, что в нем есть не только математическая структура, но и глубокая интеллектуальная основа, исходящая из глубины личности художницы, которую она называет «своим языком в искусстве»

Начало творческого пути Доротеи Рокберн


Доротея Рокберн и Макс Ден, который оказал огромное влияние на ее творчество

Доротея Рокберн и Макс Ден, который оказал огромное влияние на ее творчество

Самобытная художница Доротея Рокберн родилась в Монреале в 1929 году. С раннего детства она занималась балетом и любила рисовать, в начальных классах была склонна к изучению точных наук, поэтому родители отдали ее в специальный класс с философским уклоном и в школу изящных искусств, которую девочка посещала по выходным.

В восемнадцатилетнем возрасте Доротея решила стать художником и переехала жить в США, где было больше возможностей для развития своей личности. «Я не искала работу, я искала образование», - говорит сейчас Доротея, которая по приезду в Америку поступила в колледж Блэк Маунтин - легендарную американскую школу, основой которой считалось воспитание молодежи с помощью искусства и свободы творчества. Ее однокурсниками были Джон Чемберлен, Роберт Раушенберг, Саем Твомбли.

Для того, чтобы считаться студенткой колледжа, ей было достаточно брать только профильные уроки, но она решила посещать все занятия, какие только было возможно. Она изучала живопись у Джека Творкова и Франца Кляйна, танцы у Мерса Каннингема, музыку у Джона Кейджа, фотографию у Эдварда Штайхена. Но самое большое влияние на творчество Доротеи оказал немецкий математик Макс Ден, близкий друг Альберта Эйнштейна, на занятия которого Доротея попала случайно.

Она всегда интересовалась геометрией, но не думала, что эта наука может как-то помочь в выбранной ею профессии. Однако, оказавшись на пороге аудитории Дена, она просто стояла и завороженно смотрела на то, как он чертит на доске геометрические линии и решает сложные уравнения. Она стала посещать его занятия, а он поощрял ее увлечения математикой, давал нужные книги, рекомендовал философов, знакомил с математическими концепциями, встречающимися в природе и искусстве, элементами баланса, цвета, принципами золотого сечения. Они сохранили связь на долгие годы уже после того, как Доротея окончила колледж и переехала жить в Нью-Йорк.

Доротея Рокберн / Фото: artnewspaper.fr

Доротея Рокберн / Фото: artnewspaper.fr

Для нее всегда было важно движение, поэтому в Нью-Йорке она стала брать уроки танца в Театре Джадсона, а затем присоединилась к революционной группе, которая была известна тем, что набирала неподготовленных танцоров. Позднее Доротея назвала это «удивительным интеллектуальным опытом», который стал основой ее жизни, помогая сохранять физическую форму. Для того, чтобы больше сосредоточиться на искусстве, она всегда работала стоя или присев над своей работой. И даже когда начала давать уроки рисования, никогда не позволяла своим ученикам садиться. «Вы должны работать всем телом, а не только кистью руки», - говорит она.

Искусство, основанное на математических теориях, формулах или философии, в котором каждая линия должна быть точной


Используя математику в своем творчестве, Доротея Рокберн считает, что каждая линия в ее работе должна быть точной

Используя математику в своем творчестве, Доротея Рокберн считает, что каждая линия в ее работе должна быть точной

Еще во время обучения в колледже двадцатилетняя Доротея Рокберн вышла замуж и родила дочь. Она была еще слишком молодой и неопытной, чтобы сохранить семью, поэтому вскоре после переезда в Нью-Йорк ее брак распался. Чтобы прокормить себя и ребенка, она вынуждена была устроиться менеджером в студию Роберта Раушенберга и много работать, часто в ущерб сна, общения с дочерью и личной жизни.

Бывший однокурсник, ставший известным художником-абстракционистом, очень высоко ценил талант Доротеи, у них сложились теплые отношения и привязанность друг к другу, но несмотря на то, что сам Раушенберг перепробовал в своем творчестве множество стилей, он не понимал увлечение Доротеи математикой и стремление привязать точную науку к искусству, поэтому ей приходилось заниматься своим творчеством по ночам.

Под давлением репутации Раушенберга ей было сложно интегрироваться в мир искусства. Недовольная своей первой выставкой абстрактных картин, прошедшей в 1957 году, Доротея взяла десятилетний перерыв в студийном искусстве. До конца 1960-х годов она редко показывала кому-то свои работы, их могли видеть только некоторые близкие друзья, которые понимали и поддерживали ее творчество.

Работы Доротеи Рокберн

Работы Доротеи Рокберн

В 1970 году Доротея впервые приняла участие в групповых выставках, в том числе проходивших в Музее современного искусства и галерее Paula Cooper, а через год решилась представить на суд зрителей свою первую персональную выставку, прошедшую в галерее Bykert.

Ее уникальные работы привлекли внимание зрителей и экспертов, а первые оценки ее творчества были весьма положительными. Известный художественный критик Барбара Роуз в своей статье описала оригинальное искусство художницы, как «холодную и ясную геометрию Доротеи Рокберн, которая может восхищать».

В 1972 году Доротея Рокберн создала свою легендарную работу Domain of the Variable, которая заняла целую комнату с непрерывной линией, прочерченной вдоль четырех белых стен, лишь в некоторых местах пересекающуюся с панелями пожелтевшего, выпотрошенного ДСП и жирными мазками цвета заката. Эта инсталляция украсила обложку журнала Artforum и по сей день экспонируется в своем единственном экземпляре в разных странах, занимая огромные галерейные залы.

Знаменитая инсталляция Доротеи Рокберн Domain of the Variable  / Фото: theguardian.com

Знаменитая инсталляция Доротеи Рокберн Domain of the Variable / Фото: theguardian.com

За последующие годы Доротея создала множество работ, основанных на природных материалах, с которыми она экспериментировала, подвергая разнообразным операциям, чтобы обнажить их физические свойства, подчеркивая непрерывный поток энергии между свойствами этих материалов и душой художника.

Широкое признание творчества художницы пришло после 1980-х годов


Доротея Рокберн в своей студии / Фото: wwd.com

Доротея Рокберн в своей студии / Фото: wwd.com

К началу 1980-х годов творчество Доротеи Рокберн уже стало известно и узнаваемо в Америке. В ее работах произошла некоторая трансформация, она начала создавать яркие геометрические образы при помощи масляных красок, смешивать математические аспекты своего творчества с древнегреческой мифологией, египетским искусством, стилями эпохи Возрождения и работами философов, таких как Паскаль. Геометрические линии и углы на ее картинах стали приобретать особый смысл, оттеняемые искусным использованием света и тени.

Рокберн разработала свой стиль искусства в соответствии с математической логикой, затрагивая область, которая лежит за пределами физических границ. Она исследует новые структурные возможности для выражения дискретной математики в физическом пространстве. От простой геометрии она обратилась к теории множеств, изучая символическое значение объектов и информации. Она стала использовать экспериментальные материалы, такие как нефть, жир, смола, создавая закодированные поверхности, определяющие язык своего искусства. «У каждого художника свой язык», - говорит Доротея, представляя свои работы на суд зрителей, и, как правило, они находят одобрение.

В возрасте 95 лет Доротея Рокберн продолжает работать

В возрасте 95 лет Доротея Рокберн продолжает работать

С развитием технологий ее работы становились все более сложными, но и вместе с тем более легкими в экспозиции. Если раньше на установку инсталляции Domain of the Variable требовалось много времени и приходилось использовать спиртовые уровни, веревки и рулетки, то теперь точность построения рисунка поддерживает лазерный уровень, а ассистенты могут собирать инсталляцию в считанные часы под четким руководством художницы по видеосвязи.

За последние полвека инсталляция Domain of the Variable была показана множество раз в разных местах и пространствах. Она всегда одна и та же, представляющая собой «линию, проведенную во времени и пространстве», захватывающая зрителя в свою орбиту, и вместе с тем всегда разная, переделанная заново, являющаяся живым продуктом своего времени.

Работы Доротеи Рокберн хранятся в музее современного искусства в Нью-Йорке / Фото: nytimes.com

Работы Доротеи Рокберн хранятся в музее современного искусства в Нью-Йорке / Фото: nytimes.com

Доротея Рокберн по прежнему живет в Нью-Йорке, и в свои 95 лет продолжает активно работать, создавая сложную геометрию своих холстов, которые одновременно и привязаны к этому материальному миру, и безграничны в своих возможностях. Сегодня ее работы хранятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, а увлеченность точными науками она также сохранила на всю жизнь, и в 2016 году получила докторскую степень по математике.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








265
14.01.2025 17:38
В закладки
Версия для печати