Карпов vs Корчной: битва, за которой следил весь мир

В послевоенный период советские шахматисты доминировали во всем мире, что мало радовало западную аудиторию. Ко второй половине 70-х не было в шахматах имен громче Карпова и Корчного. Они яростно сражались не только за доской, но и за ее пределами, делая соперничество с каждым разом всё непримиримей. Начинали чемпионы друзьями, а закончили войной на уничтожение. Пиком того противостояния стала игра 1978 года в Багио, посвященная не только шахматам, но и политическим интригам Холодной войны.
Острая необходимость реванша

Корчной, Карпов, Петросян, Полугаевский.
Победу в 1972-м американского чемпиона Бобби Фишера над нашим Борисом Спасским Запад встретил на «ура». Вашингтону было крайне выгодно сокрушить Советы. Тот провал безусловно задел представителей СССР. Даже Владимир Высоцкий в своей песне затронул шахматную тему, представив неудачу Спасского в юмористическом виде. И только партии было не до смеха: нужен был убедительный реванш. К финалу следующего цикла дошли два претендента - опытный Виктор Корчной и перспективный Анатолий Карпов.
Но последний все же победил в матче до трех побед и готовился бросить вызов самому Фишеру. Правда, американец отказался от игры, автоматически сделав новым чемпионом молодого советского шахматиста. Карпова стали дразнить за спиной «бумажным чемпионом», намекая на получение короны без борьбы. Но скорыми выступлениями на престижных турнирах Анатолий доказал, что получил свой титул заслуженно. Фишер превратился в затворника, избегая любых состязаний, и западные журналисты загрустили.
Раздосадованный Корчной

Юный и перспективный.
Невзирая на 20-летнюю разницу в возрасте, Карпов и Корчной одновременно подходили к высшей точке своей карьеры: стремительный подъем Анатолия совпал с готовностью Виктора надеть шахматную корону. Знакомые с Корчным отмечали, что он отличался сложным характером, будучи человеком крайне прямолинейным и порой резким. Корчной исходил желчью, наблюдая за очередным достижением своего молодого соперника, не достойного, по мнению Виктора, высших позиций в советских шахматах.
И откровенно ликовал, побеждая в личных встречах. Корчной годами шел по пятам за Петросяном, Геллером, Талем, Спасским, и когда превзошел их всех, вмешался невесть откуда появившийся Карпов. Они сошлись в финале претендентов в 1974 году. Победитель, которым стал 23-летний Анатолий, готовился бросить вызов от всего СССР Фишеру. Раздосадованный Корчной посчитал, что выиграл бы матч, если бы ему не ставили палки в колеса. И дал интервью югославским СМИ, буквально оскорбляя Карпова и его перспективы в грядущем поединке за корону с американцем. Тогда и была запущена цепь событий, вскоре приведшая его к бегству на Запад.
Невозвращенец

Шахматист со скандальным характером.
В 1976-м Виктор Корчной запросил в Нидерландах политическое убежище и превратился в невозвращенца. Этому поспособствовал и ряд поражений во встречах с Анатолием Карповым. Вырвавшись из железного занавеса, Корчной давал интервью одно за другим, обнажая все секреты советской шахматной системы. А вдобавок обещал в скором времени свалить Карпова, потому как теперь ему ничто не помешает. В наступившем отборочном цикле беглец сыграл блестяще. Обойдя Петросяна, Полугаевского и Спасского, он стал первым претендентом на матч за мировую корону.
Неудивительно, что встреча Карпова с Корчным приобрела, прежде всего, политический окрас. Виктор Львович небезосновательно рассчитывал на поддержку каждого, кто недолюбливал Советский Союз. Матч решено было провести на Филиппинах — в угодьях президента этой страны Фердинанда Маркоса, истинного фаната шахмат. К слову, организатор обеспечил щедрый призовой фонд.
В последний момент стал чемпионом

Кадр из фильма о чемпионах.
Страсти закипели на самом старте. Корчной сел играть под флагом Швейцарии, но советская делегация устроила препирательства в виду отсутствия у невозвращенца гражданства этой страны. В итоге флажки с игрового стола убрали. К началу второй партии Корчной упрекнул Карпова за йогурт. Перекус последнему передали с нарушением регламента, и скандальный соперник смело предположил, что таким образом Карпову сигнализируют, какой делать ход. Репортеры ликовали, ведь их материалы разлетались даже среди публики, никогда не интересовавшейся шахматами.
В советской команде состоял психолог Зухарь. Ему Корчной тоже вменял в вину то, что тот подсказывал Карпову ходы. Правда, полковника медслужбы приставили к Анатолию исключительно для психологической поддержки и работы с нарушениями сна. Корчной талантливо использовал целый арсенал приемов, выводя соперника из себя. Перед очередной партией Карпов отказался пожать Корчному руку, и тогда Виктор Львович привлек внимание судей. Те поинтересовались, что происходит, но Анатолий Евгеньевич напомнил, что рукопожатие - необязательная процедура. Позже выяснилось, что это была реакция на скрытые от окружающих оскорбления, которыми Корчной негромко поливал коллегу, если игра складывалась не в его пользу.

Корчной и йоги.
Матч все больше обрастал скандалами. Выигрывающий Корчной продолжал нервировать соперника и пригласил на помощь двух йогов. Когда выяснилось, что американцы замешаны в покушении на индийского дипломата и выпущены из-под ареста под залог, их выставили прямо во время игры. Вот только Корчного эта ситуация взбодрила, и он выиграл текущую партию. Карпов выглядел эмоционально измотанным и полностью лишился сна. Корчной же, несмотря на проигрышную позицию, заиграл отлично. Счет стал 5:4, и когда в 31 партии Анатолий ошибся, делегация запаниковала.
Карпов взял тайм-аут, отдохнул и вышел играть бодрым, чем удивил Корчного, убежденного в окончательном сломе соперника. Последнюю партию остановили на проигрышной позиции Корчного. Выходить на доигрывание не имело смысла. 18 октября 1978-го в номер Карпова постучали. Представители ФИДЕ доставили записку Корчного, в которой он признал поражение. Чемпион вернулся в Союз с триумфом, удостоившись аудиенции у самого Леонида Брежнева. Через 3 года Корчной снова сыграет с Карповым за звание чемпиона мира, но преимущество молодого гроссмейстера на этот раз будет крайне убедительным.
Умер за шахматной доской на турнире: Почему обидно дразнили полу-гроссмейстером шахматиста Багирова.


